В программе:
Концерт для фортепиано с оркестром №1, солист П.Лаул
Симфоническая поэма «Колокола». Солисты Эмилия Аблаева, Сергей Тараненко и Алексей Микутель.
19 марта 2023 г. на главной сцене Астраханского театра оперы и балета состоялся второй концерт в рамках проекта «Рахманинов. Антология русского гения». С симфоническим оркестром под управлением художественного руководителя и главного дирижёра театра Валерия Воронина выступил лауреат международных конкурсов, известный российский пианист Пётр Лаул (Санкт-Петербург). Его имя можно часто видеть не только на афишах концертных залов ведущих театров страны, но и лучших концертных залов мира.
Первый фортепианный концерт, который своего рода является юношеской пробой пера, который композитор написал еще 17-летним студентом консерватории, в романтичной обстановке. Лето, имение Ивановка, сирень цветет, о которой он еще напишет известный романс. Наверное, потому и вышел концерт таким летним, романтичным, свежим. Посвятил его Сергей Васильевич своему двоюродному брату Александру Зилоти, знаменитому пианисту и дирижеру, любимому ученику Листа и другу Чайковского.В нем, как и в трагически провалившейся Первой симфонии, можно найти какие-то юношеские слабости, иногда чуть трескучий романтизм и несамостоятельность. В то же время это — абсолютно рахманиновская работа: в концерте есть удивительные лирические откровения, моменты фирменного холодноватого волшебства, узнаваемая хмурая, таинственная, предгрозовая атмосфера. Рахманинов любил этот концерт, с удовольствием играл его уже взрослым, а в 1917 году, уже после создания Второго и Третьего концертов, фундаментально переделал.
Поэма на слова Эдгара По в переводе Константина Бальмонта для солистов, хора и оркестра «Колокола» принадлежит к выдающимся русским музыкальным произведениям, написанным накануне Первой мировой войны. В этой поэме отразились тревожные, напряженные настроения начала века. Как писал академик Асафьев, музыка «Колоколов» определяется «слиянием тревожных стадий в чувствованиях Рахманинова…с интуитивным постижением им глубоких тревог в недрах русского общества».
Картины безмятежной юности и свадебного звона, зимнего пути с серебристым перезвоном колокольчиков, «медный» звон тревожного набата, зловещий гул, возникает образ разбушевавшегося, все поглощающего пламени – все это ракурс личной судьбы, этапов человеческой жизни, модель взаимоотношений человека и Вселенной.