Мне двадцать лет (Застава Ильича) (реж. Марлен Хуциев) / 1964 / СССР Драма (2 серии)

Награды: 1965 — Специальная премия жюри фильму; 1965 — «Золотая пластина» на Римском кинофестивале. Описание: Сценарий Марлен Хуциев, Геннадий Шпаликов. 2-е части. Фильм рассказывает о проблемах молодежи, ее месте в жизни, о взаимопонимании поколений и незыблемости нравственных ценностей и о том, что ничего не страшно, когда рядом с тобой друзья, когда есть во что верить, чьей памятью клясться. Первые роли в кино Николая Губенко и Родиона Нахапетова. Использованы документальные съемки вечера поэзии в Политехническом музее с участием: Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Риммы Казаковой, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной и др. Фильм вышел в 1962 году под названием “Застава Ильича“ и сразу был снят с проката. Когда в книгах и статьях бывших «шестидесятников» заходит речь о «Заставе Ильича», неизменно повторяется тот же мотив: «это был фильм о нас — двадцатилетних.. Все было узнаваемо: переулки, дома, маршруты прогулок героев, квартиры». После трескуче-безжизненного искусства сталинской эпохи «шестидесятники» жаждали Правды; наряду с поэзией и другими художествами картина Хуциева — своими, кинематографическими средствами — удовлетворяла эту жажду. Однако, секрет воздействия фильма до сих пор загадочен. Здесь нет ярких, запоминающихся характеров; герои фильма — трое обычных ребят из рядовых московских семей: один — Славка, недавно женился, у него крохотный сынишка; другой — Колька — острослов и «ходок» по женской части; третий, вероятно, главный из троицы — Сергей, только что вернулся из армии, поступил на завод, собирается в институт на вечернее отделение. Фильм не захватывает драматизмом столкновений между героями — они не конфликтуют, редкие и быстротечные размолвки между ними — не в счет. Иные критики приписывали успех картины самой Москве, снятой оператором Маргаритой Пилихиной проникновенно лирически. Мягкая, трогательная картина все ж подверглась разносу на самом высоком уровне — 8 марта 1963 года Н. С. Хрущев, выступая перед творческой интеллигенцией, обрушился на «Заставу...» с резкими нападками. Особый гнев Первого секретаря вызвала финальная сцена, где Сергей разговаривает с погибшим на войне, привидевшимся ему отцом. На мучающий юношу вопрос: «как жить?», чтобы не превратиться в безликую «человеко-единицу», отец не дает ответа, говоря, что 23-летний сын старше его на два года и должен сам решать. Хрущеву почудился тут пугавший партийное руководство «конфликт поколений»; картину вернули на доработку, потребовали исправлений и переделок. Она вышла на экраны лишь в 1965 году, после отстранения Хрущева, в искалеченном виде и под новым названием: «Мне двадцать лет». В новой версии отец произносил прочувствованную речь, требуя, чтобы сын всегда держал совесть в чистоте. Странно преобразилась и одна из ключевых сцен, в которой Сергей вместе со своей девушкой слушал поэтов, выступавших на популярных тогда вечерах в Политехническом музее. Стихи звучат и в переделанной картине, кадры же с поэтами нещадно вырезаны — получалось, что вид поэтов более крамолен, чем их слова. Фильм, даже будучи переработан, удостоился высокой чести — получил специальную премию жюри на Венецианском фестивале. В годы перестройки ему вернули первоначальный вид; в Доме кинематографистов состоялась его подлинная премьера. В ролях: Геннадий Некрасов, Станислав Любшин, Николай Губенко, Валентин Попов, Олег Видов, Сергей Десницкий, Вадим Захарченко, Марианна Вертинская, Родион Нахапетов, Лев Прыгунов, Светлана Светличная, Тамара Совчи, Светлана Старикова, Андрей Тарковский, Андрей Михалков-Кончаловский, Александр Митта, Ольга Гобзева, Лев Золотухин. Авторы сценария: Марлен Хуциев, Геннадий Шпаликов Оператор: Маргарита Пилихина Композитор: Н. Сидельников Кинокомпании: Киностудия имени М. Горького, Первое творческое объединение #лаборатория_современного_зрителя #золотой_век_нашего_кино #мне_двадцать_лет #МарленХуциев
Back to Top