Русский язык 4 класс (Урок№65 - Текст. Предложение. Словосочетание.)

Русский язык 4 класс Урок№65 - Текст. Предложение. Словосочетание. мы узнаем: как устроены текст, предложение и словосочетание; мы научимся: разбирать предложение по членам; определять тип текста; анализировать словосочетания; мы сможем: применять полученные знания на практике. Существует три основных типа текстов: описание, повествование и рассуждение. Предложения по цели высказывания бывают повествовательными, вопросительными и побудительными. По интонации предложения могут быть восклицательными и невосклицательными. Простое предложение имеет одну грамматическую основу, а сложное – две или несколько. Предложение называют распространённым, если кроме главных членов в нём есть второстепенные. В словосочетании можно выделить главное и зависимое слова. Глокая куздра Известный учёный-языковед Лев Владимирович Щерба как-то раз предложил своим студентам проанализировать вот такое предложение: Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка. Казалось бы, тут ничего не понятно, ведь таких слов в русском языке нет. Студенты тоже сначала ничего не поняли. Но потом стали разбираться и выяснили, что из этого предложения многое можно понять. Например, можно выделить подлежащее и сказуемое. О чём или о ком здесь говорится? О куздре. Что куздра делает? Будланула и курдячит. Задавая ещё вопросы и составляя словосочетания, можно выяснить также, что куздра была не какая-нибудь, а именно глокая. Будланула она какого-то бокра, а вот курдячит уже не его, а бокрёнка. И будланула не как-нибудь, а штеко. И хотя мы по-прежнему не знаем, как выглядят куздра, что именно она сделала с бокром и бокрёнком и что значит «штеко» – мы, в целом, поняли, как это предложение устроено и о каких событиях повествует. Этим примером Л.В. Щерба хотел показать своим студентам, что слова в словосочетаниях и предложениях связаны не только по смыслу, но и грамматически. И связь эта – грамматическая – в языке очень важна. (по Л. Успенскому)
Back to Top