Н.Барложецкая, психолог

Контейнирование – это термин, который пришел к нам из теории привязанности. Многие матери делают это бессознательно. Когда ребенок не может справиться со своими эмоциями, родитель должен помочь ему их пережить: успокоить, выслушать и объяснить, что это за чувства. Этот прием используют родители, для которых в отношениях с ребенком важна эмпатия. По сути, контейнирование — это вбирание эмоций ребенка и помощь в их переживании, не более того. И родители, которые сознательно подходят к воспитанию ребенка, так всегда и делают: жалеют ребенка и находятся с ним рядом, когда ему трудно. Примеры контейнирования в разном возрасте: • Мама проявляет заботу и внимание к потребностям младенца. Она разговаривает с ним, объясняет что с ним происходит: «Кто проснулся? Мишенька проснулся. Какой Мишенька веселый, радостный. Мишенька улыбается» или «Миша заплакал. Испугался. Мама здесь. Все хорошо». Мама помогает малышу справиться с идущими изнутри переживаниями неудовлетворения и удовольствия. Она берет на ручки, если он плачет, укладывает, если не может уснуть из-за перевозбуждения, кормит, если проголодался и так далее. Ребенок кряхтит потому что никак не может достать игрушку, он еще не может переворачиваться. Приходит мама и говорит: “Ты мой хороший, не можешь достать? Ты расстроен, да?“ Она взяла его эмоцию, которую он пока не понимает и ощущает лишь как возбуждение и дискомфорт от неудовлетворенного желания и объяснила (переварила). • Малыш отказывается уходить с прогулки. Истерика и крик. Мама: “Я понимаю, ты хочешь еще погулять, но нам пора домой. Ты злишься. Мы поедим, отдохнем и вернемся после сна“. И если он не прекращает орать, она просто берет его под мышку и уносит домой. Это тоже контейнирование. Она объяснила его комок чувств, который для него был просто захлестывающим его потоком, который он уже не мог остановить, и помогла уйти, потому что он уже не мог сам справиться. • Первоклассник пришел из школы, огрызается на все предложения поесть, бросил портфель в угол, надулся. Мама садится рядышком. “Похоже ты сильно расстроен. Хочешь поговорить об этом?» Далее применяем метод активного слушания. Я, Наталья Барложецкая, детский семейный и личностный психолог. 30 лет я помогаю детям и родителям найти общий язык. Та самая телевизионная “Суперняня“.
Back to Top