Сергей Прокофьев “Токката“, ор. 11, для фортепиано
Исполняет - Лазарь Берман
Видео с нотами.
---------------------------------------------------------------------------------
“Весной 1912 года Прокофьев сочиняет Токкату, ор. 11. Ставшее сразу же широко известным талантливое произведение вызвало возмущение и «скандал» ревнителей старины и восторг в среде «левацки» настроенных кругов. «Леваки» не увидели в Токкате ничего, кроме разрушения закостеневших норм пианизма XIX века и якобы грубого утверждения культа механического, индустриального начала в музыке. Однако ни «близорукие» консерваторы, ни «дальнозоркие» урбанисты не были правы в оценке этого произведения. Они судили однобоко, односторонне, поверхностно, не отличали внешнего от внутреннего, принимали явление за сущность.
Токката Прокофьева передавала новым языком — новыми средствами фортепианного письма и пианизма — яркое и красочное восприятие мира художником, его юношеское упоение ритмом жизни и энергией богатырских сил. Прокофьев выразил все это в общих формах музыкального динамизма и музыкальной «кинетики» (Б. Асафьев), выразил как завораживающую стихию напористого, метричного ритма — ритма отнюдь не механизированного и бездушного, а наоборот, насыщенного поэзией самодвижения и активности.
«С. Прокофьев на днях сочинил штуку, от которой я совершенно без ума — фортепианную Токкату,— писал Н. Мясковский в одном из своих писем.— Чертовски остроумно, колко, энергично и характерно. Темы — верх простоты и физиономичности... не могу удержаться от вопля восторга. Пока это одно из его лучших и, во всяком случае, наиболее зрелых сочинений».
Токката построена четко и просто; она базируется на двух тематических формулах: упругой первой — активное «развертывание» и «возвращение» звуков трезвучия — и второй, основанной на «схождении» ритмически простейших фигур в правой и левой руках из крайних регистров к середине. Обе «формулы» весьма дерзостны (наложения, терпкие задержания и проходящие, острые хроматизмы), но в такой же степени и упрощены как ритмически, так и гармонически (хроматизированная линеарность подчас входит в органическое сочетание с простейшей трезвучной основой). Темы повторяются в типично токкатной манере огромное количество раз, martellat’ные и non legat’ные приемы, казалось бы, «назойливо» однохарактерны, но ...все это столь целесообразно направлено, столь художественно осмыслено, что не воспринимается как однообразие повторов.“
В. Дельсон
Источник - статья на сайте Бельканто:
____________________________________________________
Ла́зарь Нау́мович Бе́рман (26 февраля 1930, Ленинград — 6 февраля 2005, Флоренция) — советский пианист. Заслуженный артист РСФСР (1988).
Лазарь Берман — один из крупнейших отечественных пианистов, музыкальные критики часто включали его в тройку лучших советских исполнителей на фортепиано вместе с Эмилем Гилельсом и Святославом Рихтером. Его интерпретации музыки Листа, а также Рахманинова, Чайковского, Скрябина и других композиторов имели большой успех как на родине, так и за границей. Исполнение Бермана отличалось высокой виртуозностью и глубоким чувством стиля.
Источник: Берман,_Лазарь_Наумович
______________________________________
Ноты “Токкаты“ и других произведений для фортепиано композитора С. Прокофьева можно посмотреть здесь:
1 view
333
87
3 months ago 00:08:01 1
Расписание дня Прокофьева. И что от нас скрывают!
3 months ago 00:02:34 1
Prokofiev: Alexander Nevsky / Abbado · Berliner Philharmoniker
3 months ago 01:06:16 1
20 ДЕВУШЕК VS ИЛЬЯ САТИР с МИКРО-НАУШНИКОМ (Бустер, Сатир, Прокофьев, Саша Малой и Микки)
3 months ago 02:09:32 1
pov: you’re meeting your soulmate at midnight because your father disapproves | 𝐩𝐥𝐚𝐲𝐥𝐢𝐬𝐭
3 months ago 03:41:35 1
ТЕПЛО В ЭФИРЕ - Фёдор Ларюшкин, Эльвира, Антон Прокофьев в гостях у Вездехода на Алтае.
3 months ago 00:04:31 1
С.С.Прокофьев “Вставайте, люди русские!“ Поёт вся страна! #ШедеврыРусскойКультуры, #НасНеОтменить!
3 months ago 00:37:22 1
Трагичная история талантливейшего композитора, который когда-либо жил — Сергей Прокофьев
3 months ago 01:02:13 1
20 ДЕВУШЕК VS ПАША ТЕХНИК с МИКРО-НАУШНИКОМ (Бустер, Сатир, Прокофьев, frametamer и Микки)
3 months ago 00:05:13 1
С.Прокофьев Пять мелодий для скрипки и фортепиано ор.35 bis (№1, 2)
3 months ago 00:04:22 1
SILENZIUM - Монтекки и Капулетти (С.Прокофьев cover)| Montagues and Capulets ()
3 months ago 00:41:17 1
За и против эвтаназии / Бороться за жизнь или отпустить? / НЕНАВИЖУ ТЕБЯ?
3 months ago 00:11:23 1
Сергей Прокофьев. Предсказание для 20 века и 20 сектантских мыслей. «Семеро их».
3 months ago 00:05:32 1
Сергей Прокофьев “Что вы думаете о солнце?“
3 months ago 00:28:31 1
Как учился С.С. Прокофьев
3 months ago 00:02:00 1
С.Прокофьев Тарантелла (моя транскрипция)
3 months ago 00:35:30 1
Tatiana Nikolayeva plays Ravel, Scriabin, Borodin, Mussorgsky, Prokofiev - video 1990
3 months ago 00:02:22 1
С.С.Прокофьев — «Вставайте, люди русские!» из кантаты/кинофильма «Александр Невский» #музыка
3 months ago 00:45:25 1
ПОЛ ЭТО ЛАВА В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ!**Янчик, Сабина, Амина, Джарахов, MONA, Прокофьев**