Шопен Ф. Три этюда без опуса. Исполняет Идиль Бирет (Idil Biret)
Этюд № 1 F-moll 0:06
Этюд № 2 Des-dur 2:07
Этюд № 3 As-dur 4:37
------------------------
Три этюда (без опуса) сочинялись Шопеном в 1839 году (Для „Methode des Methodes“ Мошелеса и Фетиса.) и были опубликованы в 1840 году. Все три — отнюдь не виртуозны и посвящены задачам эмоционального исполнения мелодических линий, полиритмии, независимости пальцев.
Этюд фа минор. Один из наиболее ярких примеров выразительного шопеновского двухголосия. Благодаря ритмическим несовпадениям правой и левой рук звуковая ткань все время мерцает. Мелос почти нарочито „говорящий“, взволнованно-речитативный, обыгрывания „речевых“ акцентов чрезвычайно развиты. Форма — нарастания, кульминация и тоскливое затихание. Ярки эффекты динамической регистровки.
Этюд ре-бемоль мажор. Трудная, хотя и внешне скромная задача одновременных legato и staccato в правой руке. Фактура правой руки (сжимающиеся и расширяющиеся, как бы „пульсирующие“ интервалы), равно как и господствующий образ грациозной игривости — типичны для Шопена. Любопытны некоторые детали: резкие параллельные квинты такта 17, восходящие хроматической цепью септаккорды с нонами в правой руке (такты 61-62) и др.
Этюд ля-бемоль мажор. Опять (как и в первом этюде) полиритмическое „оживление“ фактуры. Но главное своеобразие в правой руке, где упорные обыгрывания ведут как бы к „ползанью“ аккордов (сжатия и расширения). На этом фоне — мелодика с фольклорными оборотами (моментами мелодизируется и бас). Тональный план тонично-плагальный. Особо примечательны такты 25-28, где колоритно использована функциональная многозначность увеличенных трезвучий для модуляционного хода по малым секундам вверх (трезвучие шестой ступени ля-бемоль мажора с пониженным основным тоном равно трезвучию пятой ступени ля мажора с повышенной квинтой и т. п.). Впрочем, гармонических тонкостей и своеобразностей в этом этюде очень много. Отметим еще, для примера, пассивно красочные гармонические обороты в тактах 29-30 и переход из секстаккорда третьей ступени в квартсекстаккорд первой ступени As в такте 56. По воспоминаниям В. В. Ястребцева (В. В. Ястребцев. Мои воспоминания о Н. А.Римском-Корсакове. П., 1917. Вып. 2-й, стр. 126.), Н. А. Римский-Корсаков говорил (в сентябре 1894 года), что в этом этюде, „в котором сама гармония как бы поет, встречаются такие аккордовые последовательности, до которых даже современное искусство с Вагнером во главе, еще не доросло, и верно пройдут еще многие и многие годы, пока, наконец, люди научатся должно ценить их“. Замечания Римского-Корсакова очень справедливы — как в отношении „поющей гармонии“, так и в отношении новизны гармоний этюда.
Ю. Кремлев
________________________________
Идиль Бирет (тур. İdil Biret; род. 21 ноября 1941, Анкара) — турецкая пианистка.
Начала заниматься фортепиано в пятилетнем возрасте у Митхата Фенмена. В 1949 году по специальному разрешению парламента Турции Бирет уехала учиться в Парижскую консерваторию к Наде Буланже, занималась также с Мадлен де Вальмалет и Жаном Дуайеном. После окончания консерватории Бирет совершенствовала своё мастерство под руководством Альфреда Корто и Вильгельма Кемпфа, называвшего её своей любимой ученицей. С 1958 года началась её международная концертная карьера. В 1959 году она была удостоена Медали Дину Липатти в рамках Международной музыкальной премии Харриет Коэн. В 1960 году Бирет впервые выступила в СССР и в разные годы дала в Советском Союзе и России около 100 концертов.
Высшие достижения Бирет связаны с романтическим и постромантическим репертуаром — начиная, впрочем, с Бетховена (Бирет играла все 32 сонаты и, что можно рассматривать как экзотику, фортепианные переложения всех девяти симфоний, выполненные Ференцем Листом, — запись 1986 года, лейбл EMI). Её запись всех фортепианных сочинений Шопена (15 дисков, 1992) удостоена наград в Польше. Все сольные фортепианные сочинения Брамса Бирет исполняла в ходе пяти последовательных концертов в 1997 году, в год столетия смерти композитора. Среди заметных записей Бирет также комплект из 10 альбомов с произведениями Рахманинова (2000), сонаты Пьера Булеза (1995, лучшая запись года по версии газеты «Монд»), этюды Дьёрдя Лигети.
Среди учеников Бирет, в частности, австрийский пианист Ингольф Вундер.
Источник: Бирет,_Идиль
_________________________
Ноты Трёх этюдов скачать можно здесь:
------------------------------------------------
Буду очень благодарна вашей поддержке:
Яндекс-деньги:
PayPal:
1 view
412
122
6 months ago 00:10:26 1
Stanislav Neuhaus - Chopin - Ballade No 4 in F minor, Op 52
6 months ago 01:13:59 1
Sviatoslav Richter plays Chopin (1960-1988) - 2022 Remastered
6 months ago 00:06:42 1
Chopin - Nocturne Op.9 No.1
6 months ago 03:46:50 1
John Field: Complete Piano Concertos
6 months ago 02:21:00 1
The Best Of Schubert | Greatest Classical Music, Instrumental Piano, Violin Music For Relaxation
6 months ago 02:57:43 1
Classical Music for Sleeping
6 months ago 00:03:20 1
F. Chopin - Mazurka op. 30 N.3 Re bemolle maggiore - Grigory Sokolov
6 months ago 00:07:03 1
F. Chopin - Mazurka op. 50 N.3 Do diesis minore - Grigory Sokolov
6 months ago 03:12:30 1
50 Mejores Musica Clasica de todos los tiempos⚜️: Mozart, Tchaikovsky, Vivaldi, Paganini, Chopin
6 months ago 01:56:45 1
Bach - Classical Music for Relaxation
6 months ago 04:28:08 1
Beautiful Classical Music #ClassicalMusic #Masters #TheBest
6 months ago 00:04:41 1
Tatyana Ryzhkova performs F. Chopin Valse op. 69 no. 2
6 months ago 00:05:36 1
Frédéric Chopin, Valse op. 64 no. 2, performed by Tatyana Ryzhkova
6 months ago 03:16:30 1
Best of Boccherini
6 months ago 00:16:33 1
АПРЕЛЬ в зоопарке (2024)
6 months ago 00:01:34 1
F. Chopin - Prelude N 15 “Raindrop” - Grigory Sokolov
6 months ago 00:02:17 1
F. Chopin - Mazurka op. 30 N.1 Do minore - Grigory Sokolov
6 months ago 00:03:04 8
Alya & Arni - Waltz No 1
6 months ago 01:57:45 1
Frederic Chopin - all nocturnes (piano)/ Фредерик Шопен - все ноктюрны (пианино)
6 months ago 00:04:08 2
Mazurka in A minor, №4 A. Pokrovsky cello, guitar and sound engineer.
6 months ago 11:54:58 1
¡LA MÚSICA CLÁSICA MÁS HERMOSA PARA EL ALMA 2024! Música Clásica Relajante | Beethoven, Mozart
6 months ago 00:10:03 1
Carl Friedberg plays Chopin Polonaise in F-Sharp Minor