Tchaikovsky P. I. “ROMANCE“, op. 5, f-moll. (V. Postnikova)
П. И. Чайковский “Романс“ ор 5, фа-минор. Исполняет Виктория Постникова.
А. Майкапар о “Романсе“ Чайковского:
“В первые годы жизни в Москве П. И. Чайковский написал, кроме крупных произведений, ряд фортепианных пьес, которые были изданы его большим почитателем нотоиздателем П. Юргенсоном. Из них «Русское скерцо» и «Экспромт» были опубликованы первыми. Они среди произведений П. Чайковского значатся под № 1. Летом 1867 года, живя в Гапсале, в промежутках работы над оперой «Воевода», Чайковский написал еще три фортепианные пьесы – «Развалины замка», «Скерцо» и «Песню без слов». Они были обозначены как «opus (лат.- сочинение) 2» и изданы под общим названием «Воспоминание о Гапсале». Осенью того же, 1867, года композитор написал «Вальс-каприс» ор. 4 и, наконец, «Романс» фа минор, ор. 5, о котором у нас главный рассказ. Вскоре появилось еще несколько фортепианных пьес.
Хотя в большинстве случаев эти пьесы не могут быть причислены к значительным художественным явлениям ни в творчестве Чайковского, ни русской фортепианной классике, в них намечены жанры, характерные для фортепианного творчества композитора в целом. Это пьесы в танцевальных ритмах, пьесы скерцозного типа и лирическая инструментальная кантилена. «Роман» олицетворяет этот третий тип музыки, в котором талант Чайковского впоследствии раскрылся с особой силой. Таким образом, эта фортепианная пьеса дает представление о раннем этапе развития музыкальной натуры композитора.
«Романс» фа минор, из всех перечисленных фортепианных пьес П. Чайковского этого времени, остается и в наше одним из популярных произведений композитора. Пьесы подобного рода широко представлены в творчестве старшего современника Чайковского –А. Г. Рубинштейна, но Чайковский, используя бытовавшую форму фортепианного инструментального романса, создал произведение большой художественной ценности.
«Романс» ор. 5 был сочинен Чайковским в период его страстного увлечения Дезирой Арто. Пьеса посвящена ей. Искренность и проникновенность этой музыки навеяны личными переживаниями композитора.
Пьеса написана в излюбленной Чайковским трехчастной форме, той, в которой написаны большинство пьес более позднего фортепианного цикла «Времена года».
Средняя часть контрастирует крайним и идет в более оживленно движении. В «Романсе» легко узнаются типичные черты будущего фортепианного стиля Чайковского: дуэтное развитие мелодии (создается впечатление разговора двух персонажей: теме, развернутой в верхнем голосе отвечает средний самостоятельный голос), во всей фактуре пьесы много мелодических голосов.
Сама тема «Романса» типична для мелодического стиля Чайковского, иными словами, даже если не знать заранее, что это произведение Чайковского, с первого же прослушивания об этом можно ясно догадаться. В целом развитие первого раздела «Романса» органично благодаря внутренней контрастности, которая и обуславливает мелодическое е развитие большого дыхания – свойство, типичное для зрелого стиля Чайковского.
Средняя часть «Романса» - Allegro energico – написана в ином характере; она напоминает скерцо в ритме пляски. Сердечное излияние уступает место бытовой картинке. Развитие музыкального образа приводит к грандиозному разрастанию звучания, к яркой, почти симфонической кульминации. Этот контраст с кантиленными (певучими) разделами пьесы необычайно усиливает эмоциональную выразительность музыки.
Эта ранняя фортепианная пьеса с ее контрастными разделами при единстве тематического развития, при сочетании лиризма и драматизма в определенной мере предвосхищает характерные черты будущего творчества Чайковского-симфониста“.
Ссылка на источник:
Ноты “Романса“ и других сочинений для фортепиано Чайковского скачать можно на нашем сайте:
Поддержка проекта Piano music:
PayPal:
Огромная благодарность за поддержку!
76 views
314
91
2 months ago 00:04:52 2
П. Чайковский. Полька для танцев ор. 51 N 2 / Софья Кочеткова
2 months ago 01:10:27 4
Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского дирижер Владимир Федосеев 2024
2 months ago 00:02:20 1.1K
Михаил Глинка. «Патетическое трио» для кларнета, фагота и фортепиано. IV. Allegro con spirito
2 months ago 00:01:01 58
Видео от БПОУ УР «ВМПК ИМ. П.И. ЧАЙКОВСКОГО»
2 months ago 00:01:48 5
Слушание музыки и ознакомление с шедеврами мировой классики. “Вальс цветов“ из балета Щелкунчик. П.И. Чайковский
2 months ago 00:02:18 1
П. Чайковский “Сладкая греза“ (дуэт Быкова Александра и Буева Елизавета)
2 months ago 00:08:41 1
Январь. Из цикла Двенадцать месяцев на музыку Времена года П.И.Чайковского (1977)
2 months ago 00:04:39 14
П.И. Чайковский — Сентиментальный вальс Op 51 № 6
2 months ago 00:04:17 4
Маргарита Халиуллина, Александра Кирша, Апатиты. П.Чайковский Колыбельная в бурю. К.Орф «Кармина Бурана» Танец
2 months ago 00:06:10 3
Софья Лоншакова, 13 лет, Апатиты. П.Чайковский Косарь, Ф.Шопен Вальс e-moll
2 months ago 00:02:30 6
Александра Кирша 9 лет Апатиты. И.С.Бах Маленькая прелюдия d-moll, П.Чайковский Баба-Яга
2 months ago 00:05:47 1.5K
Поклоны. Балет Б.Эйфмана “Красная Жизель“ на музыку П.Чайковского, А.Шнитке, Ж.Бизе.
2 months ago 00:10:25 1.4K
Затрагивает сердца...П.И. Чайковский: “Размышление“, Соч.42 | Даниил Австрих, Анна Засимова
2 months ago 02:31:13 1.4K
К 150-летию класса арфы Московской консерватории
2 months ago 00:00:43 399
Лекторий-концерт “Мир детей глазами П.И. Чайковского“.
2 months ago 00:46:34 329
Илья Папоян. П. Чайковский. Концерт №2 для фортепиано с оркестром соль мажор ор.44 (авторская редакция) mp4
2 months ago 00:06:25 312
Илья Папоян. П. Чайковский. “Элегическая песнь“ №14 из 18 пьес ор.72 mp4
2 months ago 00:02:20 1
Илья Папоян. П. Чайковский. “Сельский отзвук“ №13 mp4
2 months ago 00:04:36 25
Степан Зырянов, П. Чайковский, Ноктюрн F-dur no.1
2 months ago 00:11:11 639
Илья Папоян. П. Чайковский. Тема с вариациями фа мажор ор.19 №6 mp4
2 months ago 00:22:17 266
ЭКСПО-70. Концерт Г.Вишневской и М.Ростроповича в Доме-музее П.Чайковского (1969)
2 months ago 00:00:10 1.6K
Видео от Вятская филармония имени П. И. Чайковского