Как вернуть деньги за некачественную медицинскую услугу: практические советы юриста

Если работник медицинской организации нанёс пациенту вред, она обязана не только предпринять меры по оказанию первой помощи, но и совершенно бесплатно устранить все нанесённые повреждения. 00:00 Начало 01:00 Что такое некачественная медицинская услуга? 04:30 что делать, если медицинские услуги оказаны некачественно? 07:50 Выводы Что считается некачественным лечением? - Неверно поставленный диагноз - Ухудшение состояния здоровья после лечения - Осложнения после лечения - Разглашение врачебной тайны В нашу компанию очень часто обращаются клиенты, недовольные качеством оказанных медицинских услуг и желающих вернуть деньги за лечение. Раньше суд решал эти вопросы не в пользу пациентов, но практика начала меняться после вынесения Определения Верховным судом, в котором указанно, что в спорных случаях необходимо проводить экспертизу обоснованности стоимости медицинских услуг. Пример из судебной практики Пациентка заключила договор на оказание платных медицинских услуг (операция за 168 600 руб.). Согласно ему, если в процессе потребуются дополнительные медицинские услуги, они оказываются пациенту при его устном или письменном согласии и оплачиваются по прейскуранту. Кроме того, пациент оплачивает медикаменты и расходный материал. Пациентке провели операцию за 168 600 руб. и сопутствующее лечение за 88 691 руб., куда входили анализы, диагностика, пребывание в стационаре, консультативные приемы. В январе 2018 года сделали еще одну операцию и оказали услуги на 237 291 руб. В общей сложности пациентка заплатила 472 690 руб. Пациентка решила: первоначальная операция прошла некачественно, поэтому потребовалась повторная. Она обратилась в медицинскую организацию с претензиями, в которых потребовала предоставить смету на расходование 472 690 руб. либо вернуть уплаченные сверх стоимости первоначальной операции деньги. Поскольку ответа не последовало, подала иск в суд. Она потребовала взыскать переплату за операцию в размере 304 090 руб., компенсацию морального вреда в размере 600 000 руб., штраф в размере 50% от взысканной судом суммы (ст. 29 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Районный суд г. отказал в иске, краевой суд с ним согласился. Они решили: пациентка не заявляла в качестве основания иска, что ответчик оказал некачественные услуги и их стоимость завышена (ст. 309, 310, 421, 426 ГК, закон об основах охраны здоровья граждан). Верховный суд не согласился с выводами нижестоящих инстанций. Он напомнил: суд должен назначить экспертизу, если в процессе рассмотрения дела возникли вопросы, требующие специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства и ремесла (ч. 1 ст. 79 ГПК). Доказательством по делу является заключение эксперта. Вместе с тем вопрос о проведении экспертизы нижестоящими судами не ставился и со сторонами по делу не обсуждался. Кроме того, ВС отверг вывод нижестоящих инстанций, что пациентка не заявляла в качестве основания иска об оказании некачественных услуг и не заявляла об их завышенной цене. ВС отменил ранее принятые акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (№ 56-КГ20-3). Пока оно не рассмотрено. В некоторых случаях обращение в суд является экономически нецелесообразным, так как затраты на юридические услуги и проведение экспертизы превышают размер той суммы, которую планируется отсудить у медицинской организации. В этом случае можно: 1. Обратиться к главному врачу медучреждения. Такое обращение нужно подавать письменно в двух экземплярах. Если это жалоба на некачественную медицинскую помощь, в течение десяти дней медицинская организация должна провести врачебную комиссию и решить вопрос. Например, выдать нужное направление или рецепт на бесплатные лекарства. 2. Обратиться в страховую компанию, выдавшую полис ОМС. Если вы считаете, что медицинскую помощь оказали некачественно, нужно письменно попросить страховую компанию провести проверку. Акты проверок от страховой компании могут пригодиться в суде. 3. Обратиться в Росздравнадзор. Это хорошо работает, когда медицинские услуги были оказаны платно. Важно: лучше предварительно обратиться к юристу, который правильно составит заявление. 4. Подать досудебную претензию. Закон разрешает сразу идти в суд, минуя стадию подачи претензии. Однако, если услуги были платными, лучше попробовать решить проблему в досудебном порядке. Полезные ссылки Закон «О защите прав потребителей» ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» Сайт Росздравнадзор Задавайте вопросы Подписывайтесь на нас Вк Телеграм-канал #некачественныемедуслуги#плохоелечение#вредздоровью
Back to Top