59. Элла Фицджеральд - СКЭТ BSH

Для вокалистов джаза было всегда препятствием одно принципиальное обстоятельство. Оно состоит в том, что певцу, в отличие от инструменталиста, практически недоступна основная форма джазового музицирования - «импровизация на тему», поскольку само наличие текста и необходимость донести его смысл до слушателя накрепко привязывает исполнителя к этой самой «теме». А без импровизации джаз мертв. Определенным выходом из этого стала джазовая фразировка, перенос акцентов, ритмическое смещение, особая манера подачи звука, его атака. Это позволяло талантливым исполнителям влить живую джазовую кровь в скованную словами мелодию. Для того, чтобы певец обрел свободу подлинно джазовой импровизации, ему нужно было разорвать жесткую связь между словом и мелодией, преодолеть диктатуру авторского текста как словесного, так и музыкального, как бы воспарить над ним. Раньше других это поняли инструменталисты, которые естественным образом исходили из «презумпции импровизации» и потому без особого пиетета относились к словам и их смыслу. Это, подражая, прежде всего своему другу Луи Армстронгу, сделала и Элла Фитцджеральд. С тех пор и началось триумфальное шествие «первой леди джаза» по континентам. Она взломала основанный на европейских образцах ритмический корсет, запев так же, как играл Луи, и заиграв так, как он пел. Если при этом слово не влезало в вертящуюся в голове ритмическую или мелодическую фразу, она просто заменяла его звукоподражательным эквивалентом и таким образом сделал «скэт» ( по её словам) самым обычным делом». Но, добавлю, отнюдь не обыденным приемом ! В те времена, этого никто не мог делать, кроме неё и Билли Холидэй, что обеспечило им звание великих джазовых певиц, какими они и осталась навсегда в истории джаза.
Back to Top