1. ШКОЛЬНЫЙ ВАЛЬС 1-2 BSH

Как то раз, - весной 1950 года воронежская школьница Юлия Плахотник решила написать письмо самому Исааку Дунаевскому с просьбой написать песню о своей любимой учительнице к выпускному вечеру в их школе. В письме она попросила, чтобы в песне было отражено всё - и «о благодарности учителям, о том, как жалко расставаться со школой, расставаться с подругами-одноклассницами и вообще с детством и юностью. И особенно - о любимой учительницей». Девочка заклеила письмо в конверт, написала: “Москва. Композитору Дунаевскому“. И все. Она надеялась – что письмо и без адреса дойдет. И ведь, правда, дошло. Надо сказать, что всех знавших Дунаевского лично, всегда поражала необыкновенная его заинтересованность в судьбах совершенно незнакомых ему людей, большинство из которых он так в своей жизни никогда так и не встретил. Получив письмо композитор поручил своему другу и соавтору, поэту Михаилу Матусовскому написать стихи о школе, в которых тема учительницы вошла бы как замысел, как неотъемлемая часть воспоминаний. Формой песни Дунаевский избрал Вальс. «Кончился вальс, и с ним кончаются как бы все эти милые, дорогие видения прошлого, которые вливаются в настоящее и устремлены в будущее. Это - грустное чувство, потому что грустью, доброй, хорошей грустью, овеяны всегда у человека воспоминания о невозвратно ушедших годах юности». В двадцатых числах июня 1950 года на выпускном вечере в художественной школе, которую кончал сын композитора, был впервые на фортепиано им исполнен “Школьный вальс“. Успех был огромен. Песню вскоре исполнили по радио, записали на пластинку, а право первого исполнения этой песни Дунаевский доверил Георгию Виноградову, выдающемуся певцу и замечательному интерпретатору советской песни. Известно, что «Школьный вальс» пел в концертах и записал на грампластинку популярный в те годы певец Владимир Бунчиков. Первенство в исполнении «Школьного вальса» некоторые приписывают Клавдии Шульженко. Как бы там ни было, но тут Дунаевскому, со всего Советского Союза посыпались письма с требованиями нот. Певцы и певицы стали, даже, переписывать ноты и текст песни их друг у друга. Одну из радиопередач, в которой прозвучал “Школьный вальс“, услышала и бывшая воронежская школьница, в то время уже студентка Московского медицинского института Юля Плахотник, Ей показалось, что песня эта как-то уж очень перекликается с тем, о чем она писала когда-то Исааку Осиповичу. И она вновь села за письмо композитору. Ответ пришел буквально через два дня, а вскоре пришла и бандероль с авторским клавиром. К тому времени “Школьный вальс“ еще не был опубликован - и потому Исаак Осипович прислал рукопись, на лицевом листе которой написал: “Юлии Плахотник с удовольствием дарю на память о письме, “зачавшем“ этот вальс. Считаю своим долгом послать вам на память авторский экземпляр “Вальса“. И.Дунаевский. г. С тех пор «Школьный вальс» стал «одним из главных песенных символов советской эпохи и прочно вошла в сознание людей.
Back to Top