Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 21-28.(11/02/2024)
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий
Как христианин призван относиться к представителям иных национальностей и религий? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 15-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
21
И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
22
И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23
Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24
Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25
А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26
Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27
Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28
Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
Ситуация, которая описана в только что прозвучавшем отрывке, довольно странная. У женщины серьёзная проблема. Её ребёнок жестоко страдает. Она просит Спасителя об исцелении дочери. Однако в ответ не просто молчание, но словно высокомерная насмешка. Ей будто заявляют, что чудеса и милость Бога лишь для Его любимых детей, а она человек второго сорта. Христос даже прямо сравнивает её с дворовым псом. Ведь она язычница. А именно такое представление об иноплеменниках было у иудеев того времени. Однако женщину это не останавливает. Она продолжает идти за Господом, продолжает кричать, просить, молить, она находит, что ответить Ему на обидные слова. Она исполнена такой решимости и так настойчива, что уже и окружающие вступаются за неё. Её горе никого не оставляет равнодушным. И в итоге Христос хвалит её за веру и совершает чудо. Вопрос. Неужели Господь не мог сразу выполнить её просьбу? Зачем был нужен весь этот спектакль? Ведь Спаситель прекрасно знал о её духовном состоянии и внутренней готовности получить просимое.
Это было необходимо для окружающих Спасителя учеников. Ведь они были наполнены теми предрассудками, которые жили в головах их единоплеменников. Они считали, что на полноценное общение с Богом могут рассчитывать лишь правоверные иудеи — потомки Авраама и потому любимые дети Творца. В этом смысле представители других религий и наций не могут называть Бога отцом. Они незаконнорождённые, бастарды, источники нечистоты. С ними нельзя вместе сидеть за столом. Нельзя так просто вступать в разговор. Их лучше обходить, чтобы не оскверниться. Однако одно дело рассуждать так, когда ты в окружении единомышленников и родственников, на своей территории. И чужаки для тебя абстракция. Но всё иначе, когда ты окружён язычниками. Когда ты сталкиваешься с ними лицом к лицу. Когда они становятся для тебя осязаемыми, реальными. Когда ты видишь, что в своём горе и радости они такие же, как ты сам. Из плоти и крови. Тогда в нас начинает говорить голос, который глубже всяких рациональных схем. Это голос человечности. Все мы одной крови. Все мы от Адама. Все мы Божии.
Итак, Христос знает о вере хананеянки. Он изначально милостив к ней. Хочет ей помочь. Но ещё больше Он видит, что в помощи нуждаются Его ученики. Они всё ещё делят мир на своих и чужих. Они всё ещё живут в своих абстрактных схемах, которые для них важнее живых людей. Поэтому ответ Христа женщине «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» можно понять как скрытый призыв к ней потерпеть ради апостолов. Если они просто увидят чудо исцеления, это не принесёт им пользы. Они получат лишь крохи. Господь же хочет, чтобы не только женщина получила исцеление, но и в сердцах апостолов что-то зашевелилось. Чтобы они проснулись и духовно насытились от происходящего. Чтобы они увидели, что милость, прощение и любовь должны жить в их сердце по отношению ко всякому творению Бога.
Это урок и для нас с вами. Христос призывает нас вырваться за пределы виртуального пространства и идти к живым людям. Он призывает нас совершать ради них конкретные дела Евангелия. Лишь так наши сердца наполнятся Его Духом. Лишь так мы познаем одну простую истину: нет в этом мире ни своих, ни чужих. Есть просто дети Божии, которым больно и которые страдают. И всякому я могу оказать снисхождение, милость и любовь.
1 view
9
1
1 week ago 00:15:31 1
Размышления - Слово стало плотью (1676)
2 weeks ago 00:49:54 1
Евангелие дня с толкованием 15 января Отче наш, 90, 120 псалмы! 2025
2 weeks ago 01:26:18 1
13 января. Понедельник. Евангелие дня 2025 с толкованием
2 weeks ago 00:08:56 1
Кроткие (Мф.5:5) - это те, которые совершенно не гневаются? Протоиерей Олег Стеняев
2 weeks ago 00:10:16 1
Избавляющий от гнева (1 Фесс. 1:10) Профессор Андрей Сергеевич Десницкий
2 weeks ago 00:04:00 1
Как научиться сдерживать гнев? Библия отвечает. Протоиерей Владимир Новицкий
2 weeks ago 00:04:20 1
Как реагировать на гнев в свой адрес? Библия отвечает. Протоиерей Феодор Бородин
2 weeks ago 00:24:45 9
ОТКУДА БЕРУТСЯ ПРОБЛЕМЫ в жизни и как с этим бороться? // профессор Осипов Алексей Ильич
2 weeks ago 00:03:46 1
Как победить гнев? Библия отвечает. Священник Павел Островский
2 weeks ago 00:23:03 1
Евангелие от Матфея. Глава 11. Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Библии. Толкование Нового Завета
2 weeks ago 00:12:20 1
Почему нельзя быть мелочным ? (Мф. 22:2-8; 13:44) Протоиерей Олег Стеняев
2 weeks ago 00:08:32 1
Как бороться с жадностью? Библия отвечает. Священник Стахий Колотвин