Черт и Мастер (о фильме Мастер и Маргарита 2024)

Навигация (тайм-коды): 00:00 – создателям фильма «Мастер и Маргарита» настоящий Михаил Булгаков страшен; 00:57 – посредством Воланда Булгаков обращает себя в Сталина, чтобы расправиться с московской тусовкой; 02:28 – люди не меняются из тысячелетия в тысячелетие, – декларирует Воланд; говоря о величии государства, о свободе творчества, сбившись в стаю, становятся ее рабами, бездарными паразитами; 04:50 – социально-религиозное понимание свободы Булгаковым сценарист и режиссер фильма замещают идеологическим слепком – мертвечиной; 05:19 – живое и подлинное – и в том, что называют традиционными ценностями, и в прогрессе, модерне; если власть с этим не согласна, – тогда истечение импульсов в подполье, социальный взрыв, метания от анархии к показному лизоблюдству; итог прошлых метаний – позор нашего искусства, фильм «Мастер и Маргарита»; 06:50 – в основе фильма – плохой сценарий, склейка жизнеописания и романа; 07:50 – идеология (либеральная) управляет сюжетом, характерами, – отсюда схематизм перипетий и повествования; 09:56 – Булгакова ломала эпоха, запрет пьесы – этап очарований и мытарств; 10:32 – в Мастере из фильма нет ни боли, ни ликования; 12:04 – образ Маргариты в фильме; 13:20 – провинциалка в эпизоде, где она омывает ноги Воланду, – страсть, которой противишься, от которой не увернуться; 13:40 – Воланд харизматичен; наши актеры вышли покривляться; трагика, мыслителя и кукловода Воланда его оппоненты-холопы унижают; 15:20 – марксизм – потрясающее учение; оспорить его доводы дьяволу было бы нелегко; 15:51 – чем ярче, сильнее, умнее антигерой, тем более интересен и проникающ герой; 16:32 – в линии Иешуа убедителен глава Синедриона; 16:56 – прокуратор в Понтии Пилате за кадром проиграл битву изгою; спорная констатация; 17:27 – спецэффекты; каковы смысловая – эстетическая цель затянувшегося полета отрезанной трамваем головы коммуниста и литератора (slow motion)? 19:40 – в произведении искусства каждый штрих – деталь замысла; смысловая детализация на примере образа капитана Видаля из «Лабиринта Фавна» режиссера Дель Торо; 21:36 – гипертрофированная до маразма монументальность городской архитектуры; всамделишная атмосфера Москвы – страны разрушит экранную фальшь; 22:14 – горожане – уродцы без капли сочувствия и сострадания друг к другу, милиция – как оккупанты; и это о Союзе – великой гуманистической диктатуре; 23:55 – за что Воланд в романе и Сталин репрессиями наказывают москвичей? 24:30 – репрессии – против мещанства, наказание за паразитизм, за клановость, за низведение искусства к идеологическому назиданию и фиглярству; 24:50 – в мещанстве нет категорически плохого; мещанство опасно, когда превыше результата – клановый протекционизм; 25:57 – Сталин посмеивался над Алексеем Толстым, Булгакова Сталин ценил как подлинного художника; 27:33 – авторов фильма не интересует творчество как нечто самодостаточное, их идол – тренд и востребованность в тренде; 29:02 – эстетический отклик Булгакова на кровавые трюки Сталина-Воланда – не оправдание репрессий; 29:59 – для исследователя революция и репрессии – исторический детерминизм, для верующего – воля Божья; 30:45 – Мастер в фильме отвечает Воланду, что свобода – его вывод о смысле бытия; подразумевается свобода политическая, творческая свобода – производное от нее; 31:30 – у Булгакова Мастер просит отпустить его на свободу – из государства, из общества; зависеть от царя, зависеть от народа, не все ли нам равно! – заметил Пушкин; 32:31 – Павел Первый на золотой век дворянства посягнул, и дворяне его убили; такая же свобода, как и у дворян, нужна большевистскому и либеральному боярству, – пайки, бюджеты, неприкосновенность, и они будут хвалить друг друга за профанацию службы и любую мазню, которая убыточна, в мировых рейтингах не котируется; 33:48 – зависимость режиссеров и сценаристов в Голливуде от маркетологов и продюсеров; Голливуд как проводник актуальной для власти идеологической повестки; 35:11 – наша тусовочная мораль – прикрепите их к деревням (грантам) и не лезьте – не трогайте; золотой век очковтирателей от искусства; 35:57 – Мастер (интрига Воланда) выиграл в лотерею, не зависит ни от царя, ни от народа; везением самого Булгакова был Сталин; свобода художника – не более, чем удача, категория элементарная и психологически, философски неисчерпаемая; 36:47 – либералы от российской культуры тоже в лотерею выиграли, их счастливый билет – президент Путин; как они воспользовались выпавшим им шансом? Булгаков создал шедевр на все времена; 37:31 – патриотическая часть общества мыслит в аналогичной плоскости; 38:14 – эстетическое и патриотично, и либерально, и иерархично, и общедоступно в тех фрагментах и приемах, когда это эстетично; 00:00 – настроения людей чередуются, идеи постоянны; авторы, ищущие одобрения от идола, за идеями не видят ни характеров, ни живых людей; 00:00 – забавная правда коллективного разума создателей фильма «Мастер и Маргарита» – свобода угождать господину, Каннскому фестивалю; Ссылки на статьи и книги – в описании к каналу.
Back to Top