Черт и Мастер (о фильме «Мастер и Маргарита» 2024)
Навигация (тайм-коды):
00:00 – создателям фильма «Мастер и Маргарита» настоящий Михаил Булгаков страшен;
00:57 – посредством Воланда Булгаков обращает себя в Сталина, чтобы расправиться с московской тусовкой;
02:28 – люди не меняются из тысячелетия в тысячелетие, – декларирует Воланд; говоря о величии государства, о свободе творчества, сбившись в стаю, становятся ее рабами, бездарными паразитами;
04:50 – социально-религиозное понимание свободы Булгаковым сценарист и режиссер фильма замещают идеологическим слепком – мертвечиной;
05:19 – живое и подлинное – и в том, что называют традиционными ценностями, и в прогрессе, модерне; если власть с этим не согласна, – тогда истечение импульсов в подполье, социальный взрыв, метания от анархии к показному лизоблюдству; итог прошлых метаний – позор нашего искусства, фильм «Мастер и Маргарита»;
06:50 – в основе фильма – плохой сценарий, склейка жизнеописания и романа;
07:50 – идеология (либеральная) управляет сюжетом, характерами, – отсюда схематизм перипетий и повествования;
09:56 – Булгакова ломала эпоха, запрет пьесы – этап очарований и мытарств;
10:32 – в Мастере из фильма нет ни боли, ни ликования;
12:04 – образ Маргариты в фильме;
13:20 – провинциалка в эпизоде, где она омывает ноги Воланду, – страсть, которой противишься, от которой не увернуться;
13:40 – Воланд харизматичен; наши актеры вышли покривляться; трагика, мыслителя и кукловода Воланда его оппоненты-холопы унижают;
15:20 – марксизм – потрясающее учение; оспорить его доводы дьяволу было бы нелегко;
15:51 – чем ярче, сильнее, умнее антигерой, тем более интересен и проникающ герой;
16:32 – в линии Иешуа убедителен глава Синедриона;
16:56 – прокуратор в Понтии Пилате за кадром проиграл битву изгою; спорная констатация;
17:27 – спецэффекты; каковы смысловая – эстетическая цель затянувшегося полета отрезанной трамваем головы коммуниста и литератора (slow motion)?
19:40 – в произведении искусства каждый штрих – деталь замысла; смысловая детализация на примере образа капитана Видаля из «Лабиринта Фавна» режиссера Дель Торо;
21:36 – гипертрофированная до маразма монументальность городской архитектуры; всамделишная атмосфера Москвы – страны разрушит экранную фальшь;
22:14 – горожане – уродцы без капли сочувствия и сострадания друг к другу, милиция – как оккупанты; и это о Союзе – великой гуманистической диктатуре;
23:55 – за что Воланд в романе и Сталин репрессиями наказывают москвичей?
24:30 – репрессии – против мещанства, наказание за паразитизм, за клановость, за низведение искусства к идеологическому назиданию и фиглярству;
24:50 – в мещанстве нет категорически плохого; мещанство опасно, когда превыше результата – клановый протекционизм;
25:57 – Сталин посмеивался над Алексеем Толстым, Булгакова Сталин ценил как подлинного художника;
27:33 – авторов фильма не интересует творчество как нечто самодостаточное, их идол – тренд и востребованность в тренде;
29:02 – эстетический отклик Булгакова на кровавые трюки Сталина-Воланда – не оправдание репрессий;
29:59 – для исследователя революция и репрессии – исторический детерминизм, для верующего – воля Божья;
30:45 – Мастер в фильме отвечает Воланду, что свобода – его вывод о смысле бытия; подразумевается свобода политическая, творческая свобода – производное от нее;
31:30 – у Булгакова Мастер просит отпустить его на свободу – из государства, из общества; зависеть от царя, зависеть от народа, не все ли нам равно! – заметил Пушкин;
32:31 – Павел Первый на золотой век дворянства посягнул, и дворяне его убили; такая же свобода, как и у дворян, нужна большевистскому и либеральному боярству, – пайки, бюджеты, неприкосновенность, и они будут хвалить друг друга за профанацию службы и любую мазню, которая убыточна, в мировых рейтингах не котируется;
33:48 – зависимость режиссеров и сценаристов в Голливуде от маркетологов и продюсеров; Голливуд как проводник актуальной для власти идеологической повестки;
35:11 – наша тусовочная мораль – прикрепите их к деревням (грантам) и не лезьте – не трогайте; золотой век очковтирателей от искусства;
35:57 – Мастер (интрига Воланда) выиграл в лотерею, не зависит ни от царя, ни от народа; везением самого Булгакова был Сталин; свобода художника – не более, чем удача, категория элементарная и психологически, философски неисчерпаемая;
36:47 – либералы от российской культуры тоже в лотерею выиграли, их счастливый билет – президент Путин; как они воспользовались выпавшим им шансом? Булгаков создал шедевр на все времена;
37:31 – патриотическая часть общества мыслит в аналогичной плоскости;
38:14 – эстетическое и патриотично, и либерально, и иерархично, и общедоступно в тех фрагментах и приемах, когда это эстетично;
39:07 – настроения людей чередуются, идеи постоянны; авторы, ищущие одобрения от идола, за идеями не видят ни характеров, ни живых людей;
40:25 – забавная правда коллективного разума создателей фильма «Мастер и Маргарита» – свобода угождать господину, Каннскому фестивалю.
Ссылки на статьи и книги – в описании к каналу.