«БАЛЛАДА О МАТЕРИ». Исполняет София Ротару (муз. Е.Мартынова, сл. А.Дементьева). ЦТ, 1974 г.

Представляемый материал – это номер из гала-концерта Всесоюзного ежегодного фестиваля «Песня года», проводившегося Главной редакцией музыкальных программ ЦТ СССР и традиционно снимавшегося в Большой концертной студии Телевизионно-технического центра «Останкино». Популярную (до сих пор!) песню Е.Мартынова на стихи А.Дементьева «Баллада о матери» исполнила молодая тогда певица София Ротару, начинавшая звёздное восхождение на советской эстраде. Функцию аккомпаниатора традиционно выполнял оркестр симфонической и эстрадной музыки ВР и ЦТ п/у Юрия Силантьева. Для авторов баллады это была их первая «Песня года». Говоря о советской «Песне года», следует иметь в виду, что тогда победившими в конкурсе могли стать только условно новые песни, изначально заявленные на участие в нём и в результате собравшие наибольшее количество писем телезрителей в свою пользу по сравнению с другими. На принятие решений о признании сочинений победившими, помимо подсчёта зрительских голосов, влияла позиция Союза композиторов и Союза писателей СССР, вернее их мэтров-песенников. Творения же самих “мэтров“ редко становились реально популярными, но их места в гала-концертах всё равно были условно забронированы для них. Количество таких псевдолауреатов в общей программе могло достигать 50%, что мешало достойным песням, тем более сочинённым “не маститыми“ авторами, занять своё место в победном списке. Как раз такими авторами считались создатели «Баллады о матери», в первую очередь Женя Мартынов – не член Союза композиторов, лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни в Минске, лишь набиравший известность. В 1973 году он был удостоен на минском конкурсе приза зрительских симпатий – именно за исполнение «баллады» (сочинённой 2 года до того). Во всесоюзный телеэфир песня впервые попала благодаря певице из Днепропетровска Людмиле Артёменко, завоевавшей с ней звание лауреата всесоюзного конкурса «Алло, мы ищем таланты!». Сам же автор исполнял своё творение с 1972 года, а Ротару включила его в свой репертуар в 1973 году. Таков был у «Баллады о матери» путь к триумфу на «Песне года». Вспоминая тот славный путь и перепетии фестиваля «Песня-74», поведаем о курьёзе, произошедшем на съёмках. Дело в том, что авторов «баллады» не объявили ни перед её исполнением, ни после. А в самом конце телепрограммы ведущий, поздравляя лауреатов, обозвал Евгения “Николаем“. По окончании съёмок Е.Мартынов и А.Дементьев указали редакторам на сей “пикантный казус“. Ответная реакции была примерно такой: мол, какое это имеет значение? мы вашу песню с боем пробили на худсовете, ибо “классики“ были против! и если бы «баллада» не обогнала в разы всех иных конкурентов, то вряд ли у неё был шанс прозвучать в гала-концерте... В итоге, при монтаже имя “Николай“ всё-таки вырезали – и Мартынов остался безымянным, один среди всех персон. Случился перед съёмками и другой казус. Активным “действующим объектом“ на сцене планировалось сделать киноэкран – с фронтовой хроникой. Но, технически, воплощение этой задумки не заладилось: кинопроекция не подавалась на экран качественно и потому не “считывалась“ видеокамерами. Режиссёр принял решение: нужные кинокадры он вставит при монтаже. Но сего тоже почему-то не случилось. Был ли в указанных курьёзах чей-то злой умысел или нет, осталось “за кадром“ и “за экраном“. Слава богам, что балладу вообще не вырезали из эфира!.. В качестве профессионально-технической информации сообщим следующее. Данный архивный материал в 1990 году был переписан в ТТЦ «Останкино» на плёночный рулон “VPR“ с эфирного оригинал-мастера, смонтированного на видеорулоне “Кадр“; в 1998 году – в киноконцерне «Мосфильм» – материал был перегнан на кассету “Betacam SP“, а в 2011 году оцифрован в инжекторной аппаратной Телеканала «REN-TV». Именно указанный вариант перегонов и оцифровки в дальнейшем использовался в телепередачах, публиковался (по лицензии от правообладателя Ю.Мартынова) в DVD-программах и попал в интернет. Однако обнародуемый ныне видеопродукт более свежий: в 2012 году его аналоговый исходник был заново и качественнее переписан в ТТЦ «Останкино» с рулона “VPR“ на кассету “Betacam SP“ и там же – в «Останкино» – оцифрован. Плюс к тому, в 2022 году публикуемый нами материал подвергся компьютерной реставрации, поскольку старая практика монтажа и хранения материала на аналоговых носителях не обошлась без свойственных такой технологии издержек в виде осыпания магнитного слоя плёнки и выбивания строк. Но при компьютерной реставрации с этим можно “бороться“, что мы и делаем, имея аналоговые оригиналы. Режиссёр видеореставрации – Владимир Макарихин, редактор – Юрий Мартынов. (2022 г.)
В начало