Владимир Дашкевич. Концерт для скрипки с оркестром
Владимир Дашкевич. Концерт для скрипки с оркестром ми минор
Animato
Tempo di tango
Vivace
Солист — Максим Федотов
Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
Дирижёр — Сергей Скрипка
12 мая 2014 года
Концертный зал им. П.И.Чайковского
Москва
Съёмка телеканала “Театр“, а также С.Красавина и И.Хвостовой
--------
Композитор объединил три концерта в трилогию «Божественная комедия — ХХI»:
альтовый («Ад»), фортепианный («Чистилище») и скрипичный («Рай»). В каждом концерте три части.
Концерт для скрипки с оркестром написан в 2009 году.
В трилогии скрипичный концерт олицетворяет земной рай. Ему предшествуют слова Данте:
Всё, что умрёт, и всё, что не умрёт, —
Лишь отблеск Мысли, коей Всемогущий
Своей Любовью бытие даёт.
I часть концерта начинается с короткой энергичной каденции скрипки, за которой следует главная тема. Это мелодичная тема любви, которая проводится максимально широко — и у скрипки, и у оркестра. В этой теме автор старался соединить классичность построения с современным интонационным и ритмическим строем — это принцип музыки так называемого «третьего направления», соединяющего классические традиции (классика — первое направление) с современными новациями популярной музыки (второе направление). К третьему направлению относится творчество Э. Артемьева, Г. Гладкова, А. Рыбникова, а также самого В. Дашкевича.
Интересна связующая партия, построенная на виртуозном приёме — скрипка играет двойными нотами, захватывая третью ноту. Ни связующая, ни побочная тема, написанная в мажоре, не прерывают песни любви, которую завершает заключительная тема, сочетающая интонации главной и побочной партий. Вся экспозиция идёт на одном дыхании.
Разработка написана в системе ладовой поляризации*, деформирующей и подавляющей мелодическую сферу. Можно сделать наблюдение: чем ярче мелодия, тем более впечатляющей является её деформация. Вначале деформируется скрипичная каденция, затем главная тема, связующая, побочная и заключительная темы — весь тематический материал экспозиции подвергается деформации, испытывая мощнейшую ладовую поляризацию. Следующее наблюдение: чем сильнее деформация мелодии, тем ярче происходит её восстановление в репризе. Ещё одно наблюдение: репризу приходится делать значительно короче, чем экспозицию.
II часть. Танго смерти
Шарль Бодлер, из цикла «Цветы зла»:
Гордясь, под стать живым, фигурой и походкой,
В перчатках и с платком, держа в руках букет,
Кокетка тощая, развязной сумасбродкой
Она прикинулась — и выезжает в свет.
...
В глазницах пустота зияет бездной темной,
И череп, весь в цветах, отломится вот-вот,
На хрупких позвонках покачиваясь томно.
О, как бредовый лоск небытию идет!
II часть написана в форме рондо и начинается с оркестрового вступления. В гротесковой главной теме подчёркивается шестая ступень — ступень смерти. Танго переходит в похоронный марш, сохраняющий танцевальный ритм. Вторая тема — тема с интонациями 60-х годов, голос романтика-одиночки. В разработке применена система ладовой поляризации. Сохраняется остинатный ритм похоронного марша, на который накладываются интонации главной и побочной тем. При этом по вертикали и по горизонтали наступают
друг на друга «свой» и «чужой» лады, создавая огромное ладовое напряжение. В репризе главная и побочная темы полифонически соединяются. Двойной ритм — танго и похоронного марша — сохраняется до конца части. В коде применена ладовая поляризация.
III часть. Vivace — музыка ликования. Вот слова Данте из «Рая»:
О, радость! О, восторг невыразимый!
О, жизнь, где всё — любовь и всё — покой!
Звучит главная тема — музыка в стиле барокко, но на заключительной ноте наступает
взрыв бесовщины. Побочная тема — образ Богоматери. Вот слова Данте:
О Дева-Мать, дочь своего же сына,
Смиренней и возвышенней всего,
...
Ты — состраданье, ты — благоволенье,
Ты — всяческая щедрость, ты одна —
Всех совершенств душевных совмещенье!
Заключительная тема экспозиции — тема всеобщей радости, но она также обрывается бесовским аккордом. Начинается разработка, в которой применён метод ладовой поляризации. Через два противоположных лада «протягиваются» главная, побочная, связующая и заключительная темы, создавая гигантскую разрушительную волну. Наступает скрипичная каденция, продолжающая ладовую поляризацию.
В репризе все темы возвращаются к естественному гармоническому звучанию. Тема Богородицы звучит в увеличении и достигает кульминации, на вершине которой появляется тема любви из I части по аналогии с финалом «Божественной комедии» Данте.
Здесь изнемог высокий духа взлёт,
Но страсть и волю мне уже стремила,
Как если колесу дан ровный ход,
Любовь, что движет Солнце и светила.
* Работа В.Дашкевича “Ладовая поляризация“:
1 view
1
0
3 weeks ago 00:00:08 1
Боже, пропал дом!
3 weeks ago 00:00:18 1
А водка должна быть 40 градусов!
3 weeks ago 01:07:37 1
Шерлок Холмс и доктор Ватсон | 1 серия | Знакомство
3 weeks ago 01:05:55 1
Шерлок Холмс и доктор Ватсон | 2 серия | Кровавая надпись
3 weeks ago 02:04:58 1
Бумбараш (1971)
3 weeks ago 01:03:22 1
Шерлок Холмс и доктор Ватсон | 3 серия | Король шантажа
3 weeks ago 01:04:38 1
Шерлок Холмс и доктор Ватсон | 4 серия | Смертельная схватка
3 weeks ago 01:04:34 1
Шерлок Холмс и доктор Ватсон | 5 серия | Охота на тигра
3 weeks ago 01:13:47 1
Шерлок Холмс и доктор Ватсон | 6 серия | Собака Баскервилей
3 weeks ago 01:12:25 1
Шерлок Холмс и доктор Ватсон | 7 серия | Собака Баскервилей. Продолжение
3 weeks ago 01:12:02 1
Шерлок Холмс и доктор Ватсон | 8 серия | Сокровища Агры
3 weeks ago 01:12:53 1
Шерлок Холмс и доктор Ватсон | 9 серия Сокровища Агры. Продолжение
3 weeks ago 01:17:19 1
Шерлок Холмс и доктор Ватсон | 10 серия | Двадцатый век начинается
3 weeks ago 01:11:28 1
Шерлок Холмс и доктор Ватсон | 11 серия | Двадцатый век начинается. Финал
3 weeks ago 00:00:19 1
🌷 “А орхидеи ещё не зацвели“ 🐶ྀི Никита Михалков И Виталий Соломин
3 weeks ago 02:00:52 1
Красавец-мужчина (1978)
4 weeks ago 00:01:47 1
Хвалебная песня Кащею
4 weeks ago 00:10:35 1
SUMMER MOTIVES IN PAINTINGS (1950-1990s). Leningrad School. Part 1