Байконур. Первый на планете Земля ()

Байконур. Такой знакомый, и в то же время загадочный. Именно отсюда 5 октября 2021 года стартовал корабль с первым в мире космическим “киноэкипажем“, в составе которого был режиссер Клим Шипенко. Впервые он попал на Байконур еще в 2015 году, когда готовился к съемкам фильма “Салют-7“. Как экипажу удалось выбраться из нештатной ситуации и как проходили съемки на МКС с актрисой Юлией Пересильд, режиссер рассказал в эксклюзивном интервью. Вместе с заслуженным испытателем Михаилом Черешневым съемочная группа проехала по дорогам Байконура и узнала, что, например, Старт №1, который потом назовут “Гагаринским“, специально строили в низине, чтобы стол был невидим из проезжавших автомобилей. Кстати, котлован, который рыли под стартовый стол, был самым большим в мире - длиной 250, шириной 100 и глубиной 45 метров! Причём рядовые строители были уверены, что возводят грандиозное спортивное сооружение, ведь ради секретности строительная площадка называлась “Стадион“. Об инженерных секретах гигантской конструкции Старта №1, которая раскрывается подобно тюльпану, рассказал сын знаменитого проектировщика Владимира Бармина Игорь Бармин, который сейчас возглавляет Российскую академию космонавтики. Космодром был построен в сроки, которые и сейчас кажутся фантастическими. Первая бригада строителей прибыла в казахстанскую пустыню зимой 1955 года, а в мае 57-го на стартовом столе уже стояла баллистическая ракета. Какой ценой достигнут этот успех? О том, как сюда, в бесплодную пустыню приезжали первые эшелоны, рассказал почетный строитель Виктор Жданов. Он помнит всё: и невыносимую жару, и песчаные бури, рассказывает, как приходилось зачищать десятки квадратных километров от грызунов, разносчиков бубонной чумы. Строительством руководил генерал Георгий Шубников. Это его подразделения наводили мосты через Волгу в Сталинграде, форсировали Одер, возвели культовый памятник Воину-освободителю в Трептов-парке. Но здесь в степи под станцией Тюра-Там Шубникова ждала не менее грандиозная и сложная задача. Под его руководством вырыли котлован в миллион триста тысяч кубометров! За трое суток была построена железная дорога длиной почти 4 километра! С помощью взрывов было остановлено заполнение водой почти готового котлована. Об этих и других достижениях Шубникова вспоминают Алексей Макарычев и Илья Гурович - сами работавшие впоследствии начальниками строительства Байконура. Кстати, Байконур, собственно, и не Байконур вовсе. А станция Тюра-Там. Первое название полигона - “Тайга“. Байконуром называлась маленькая деревня в трехстах километрах от космодрома. Ради секретности её и обозначили как стратегическую точку. Там же был построен брат-близнец космодрома, но только из фанеры. А реальное место строительства окружали радары. Окрестности патрулировали “чабаны“ из КГБ с отарами овец. Эти факты в фильме комментирует академик Российской академии космонавтики Игорь Маринин. Кроме того, он подчеркивает, что, когда начинали стройку, речь о космодроме не шла. Задачей стройки был полигон для стратегических ракет. Но затем концепция изменилась. Секретность здесь соблюдали свято. Ветеран военной службы Виктор Кулепётов рассказал, что детям запрещали общаться с незнакомцами и подходить на станции к проезжающим поездам. Несмотря на то, что строителей набирали из проверенных людей и военнослужащих, звонки “на большую землю“ были запрещены. Фотоаппараты, если были, - изымались. Местный житель Пётр Будник в юности пытался сфотографировать космонавтов, но Герман Титов лично выхватил у него аппарат и засветил пленку. Судьба Георгия Шубникова, главного героя фильма, сложилась трагически. Подробности рассказала краевед и историк Антонина Богданова. В 1965 году он тяжело заболел, получил серию инсультов, а затем - ослеп. Но даже в этом состоянии продолжал руководить строительством. Из больницы на Байконуре в Москву главный конструктор Сергей Королев отправил Шубникова на специально присланном самолете. Но Георгия Михайловича спасти не удалось... Байконур для своего времени стал недосягаемым шедевром инженерного и строительного искусства, уверен внук легендарного конструктора Андрей Королёв. И зритель сможет убедиться в этом своими глазами. Съемочная группа сняла подробную панораму космодрома, от грандиозности которой захватывает дух - перед нами расстилается настоящий город с десятками стартовых столов, заводами, аэродромами, собственной железной дорогой и прочими объектами инфраструктуры. Сегодняшние будни космодрома поражают не менее, чем его история. Съемочная группа побывала на гигантском кислородном заводе, Старте №31, с которого был совершен полёт проекта “Вызов“, комплексе связи с МКС, аппаратного комплекса системы экстренного спасения. Гидами стали Герой России Юрий Гидзенко, инженеры Александр Макушев, Сергей Павлюков, Константин Ерофеев.
Back to Top