Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для фортепиано №8 до-мажор (С-dur), К.246, «Lützow Concert».

Исполняет Christian Zacharias (фортепиано) и Orchestra: Radiosinfonieorchester Stuttgart, дирижер: Gianluigi Gelmetti. 1. Allegro aperto; 2. Andante; 3. Rondó, Tempo di Menuetto; Вольфганг Амадей Моцарт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart, полное имя — Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт; 27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. В отличие от многих композиторов XVIII века, Моцарт не просто работал во всех музыкальных формах своего времени, но и добился в них большого успеха. Многие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Гайдном и Бетховеном принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы. Биография Моцарта, в особенности его образ жизни и обстоятельства его ранней смерти, была предметом многочисленных спекуляций и споров, которые в свою очередь дали почву для появления различных художественных вымыслов и расхожих мифов. Отличительной чертой творчества Моцарта является сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности композитора. Моцарт — один из известнейших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами. Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта. Концерт был написан для графини Антонии Лютцов, вероятно бравшей уроки у Леопольда Моцарта. Он технически несложен, по меркам сегодняшнего времени его могли бы играть ученики старших классов детской музыкальной школы. Моцарт взял его в поездку 1777-1778 годов, рассчитывая использовать в учебных целях. Так и случилось. Его удалось разучить даже такой откровенной дилетантке, как Тереза Пьеррон, и она дважды выступила с ним публично. Летом 1778 года «Лютцов-концерт» исполняла одна из учениц Наннерль. Моцарт также давал его играть ученицам в Вене. Однако и этот концерт, как и тройной, не обошли вниманием профессионалы. В Мангейме — Георг Иозеф Фоглер, композитор, органист, теоретик и педагог. После двухлетнего пребывания в Италии, где Фоглер учился в том числе у падре Мартини, он занял в Мангейме пост вице-капельмейстера. Моцарт испытывал к нему глубокую неприязнь, частично — из-за фоглеровского склочного характера, но более всего — из-за его вкусов и отношения к музыке. Вскоре после прибытия в Мангейм Вольфганг писал отцу: «Г-н вице-капельмейстер Фоглер, который на днях вел мессу, — жалкий музыкальный паяц. Человек, который слишком много воображает, а может — не много». Фоглера считали самым авторитетным мангеймским пианистом, однако Моцарт оценивал его искусство не слишком высоко. Из моцартовского письма известно о визите Фоглера — тот вознамерился устроить что-то вроде соревнования виртуозов: “...После обеда он велел принести от себя 2 клавира, настроенных в тон, и также его награвированные скучные сонаты. Я должен был их играть, а он аккомпанировал мне на другом клавире. По его настоятельной просьбе я вынужден был послать за моими сонатами. NB: перед обедом он небрежно проиграл мой концерт для Лютцов, который дочка хозяев дома [Тереза Пьеррон] играет Prima vista. Первая часть была Prestissimo, Анданте — allegro, а Рондо — поистине Prestississimo. Бас большей частью он играл не так, как написано, подчас менял гармонию и мелодию. Иначе и быть не могло при такой скорости. Глаза ничего не видят, а руки ничего не успевают“.
Back to Top