Шепоты и крики (1972)

режиссер: Ингмар Бергман Швеция, 1972 год, 92 мин кинокомпания: Svensk Filmindustri Фильм о смерти, о столкновении смерти и жизни, правды и лжи, о трех драмах и одной трагедии, произошедших в Швеции, в родовом поместье, в начале ХХ века, осенью. Бергман ощущает такую связь: “Мне представляется, что фильм... состоит вот из такого стихотворения: Человек умирает, застревая, как в кошмарном сне, на полдороге, и молит о нежности, пощаде, освобождении... Мысли и поступки двух других соотносятся с покойной - умершей, но не мертвой. А третья спасает ее, укачивая; успокаивая, провожает в последний путь“. Картина о смерти не может не быть в какой-то мере реквиемом, следовательно, поэзия неизбежно сочетается с музыкой, в данном случае с “Мазуркой“ Ф. Шопена и “Сарабандой“ И.С. Баха... Но главное все-таки не музыка, главное - цвет и лики: “Все мои фильмы, - продолжает режиссер, - могли быть черно-белыми, кроме “Шепотов и криков“. В сценарии написано, что я задумывал красный цвет как выражение сути души. Ребенком я представлял себе душу в виде дымчато-синего, похожего на тень дракона, некоего громадного парящего крылатого существа - наполовину птицы, наполовину рыбы. Но внутри дракон был сплошь красный“. А лики это лица. Это самый трагичный, самый безысходный и самый прекрасный, подобный моцартову “Реквиему“, фильм Бергмана. Это первый из двух пиков его творчества, когда музыка, поэзия и живопись создают неразрывный замкнутый круг, одновременно страшный и притягательный, простой и мудрый, искусственный и житейски убедительный. Вторым пиком будет “Осенняя соната“.
Back to Top