История 10 класс (Урок№19 - Культура периода нэпа.)

История 10 класс Урок№19 - Культура периода нэпа. Политическая и духовная жизнь страны в 1920-е гг. Писатель Е. И. Замятин в 1921 г. в статье «Я боюсь» утверждал: «Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благонадёжные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики... Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое». Какие особенности политической и духовной жизни страны в 1920-е гг. внушили писателю эти опасения? Каковы были основные пути осуществления культурной революции в условиях складывающейся тоталитарной системы? мы узнаем: содержание понятий: пролеткульт, изба-читальня, наркомпрос, институт красной профессуры, ликбез, рабфак, пролеткульт, футуризм, конструктивизм; мы научимся: характеризовать новые направления в развитии русской культуры 20-х гг; мы сможем: дать оценку политике большевиков в области развития образования. После Гражданской войны большевики приняли решение поставить под свой контроль духовную жизнь в стране. В августе 1921 г. состоялся процесс по делу Петроградской боевой организации. Её активными участниками были объявлены известные российские учёные и деятели культуры. Некоторые из них были расстреляны, в том числе учёный-химик М. М. Тихвинский и поэт Н. С. Гумилёв. В конце августа 1922 г. советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры. В 1922 г. был учреждён специальный цензурный комитет — Главлит, через год - Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий. В 1925 г. было принято постановление Политбюро ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы». Началось упразднение художественного разномыслия. Утверждался партийный диктат. Политика большевиков в области культуры в целом была направлена на решение двух главных взаимосвязанных задач. Первой главной задачей стало установление идеолого-партийного контроля над культурно-духовной сферой с целью формирования социалистической культуры. Большевики провозгласили себя атеистами и вели наступление на религию, говоря военной терминологией, по всему фронту с использованием административно-репрессивных мер. В 1918 г. был издан декрет об отделении церкви от государства и школы. Начались массовое закрытие храмов, аресты священнослужителей. Под предлогом борьбы с голодом по декрету ВЦИК от 23 февраля 1922 г. были изъяты значительные церковные ценности и организованы судебные процессы против иерархов Русской православной церкви. Патриарх Тихон также подвергся аресту. Усилилась антирелигиозная пропаганда. В 1925 г. был создан Союз воинствующих безбожников. Коммунистическая партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь общества. В 1922 г. был создан Главлит как специальный цензурный орган по контролю за печатными публикациями. В августе 1922 г. из страны были высланы 160 крупных учёных, которые не приняли Советскую власть, в частности Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, П. А. Сорокин, А. А. Кизеветтер, С. Л. Франк, Н. О. Лосский и др. Эта акция вошла в историю как «философский пароход». Руководство большинством отраслей культуры осуществлялось Народным комиссариатом просвещения (далее — Наркомпрос) во главе с А. В. Луначарским под общим контролем ЦК большевистской партии. Второй главной задачей большевиков был подъём общего культурного (прежде всего образовательного) уровня населения. Народное образование. В первые годы Советской власти большое внимание уделялось народному образованию, прежде всего ликвидации неграмотности. Более 60% населения страны к 1917 г. были неграмотными. В декабре 1919 г. СНК принял декрет “О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР“, по которому всё население в возрасте от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте. В 1920 г. при Наркомпросе была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Она занималась созданием сети пунктов по стране, где и осуществлялась эта работа. В 1923 г. было образовано массовое общество “Долой неграмотность“, председателем которого стал один из руководителей Советского государства М. И. Калинин. Основы строительства новой советской школы были заложены декретом ВЦИК от 30 сентября 1918 г., утвердившим “Положение о единой трудовой школе РСФСР“. Вводилось обязательное бесплатное девятилетнее обучение по двум ступеням: с 8 до 13 лет (пятилетний курс) и с 13 до 17 лет (четырёхлетний курс). Однако на практике реализовать этот проект не удалось. В 1921 г. школа второй ступени была разделена пополам, и школьный базовый курс в 1920-е гг. составил семь лет (пять лет первой ступени и два года второй). Серьёзное внимание уделялось профессиональному обучению: существовали фабрично-заводские училища и школы крестьянской молодёжи, тоже в объёме семилетки.
Back to Top