Является ли обязательным сокращение намазов для путника? Пользы из Сахиха Муслима. Абу Яхья Крымский

1. Сахих Муслима. Книга о молитве путника и её сокращении - 🔴 Лекции по «Сахиху Муслима» в Телеграм - عَنْ عُرْوَةَ بْنِ الزُّبَيْرِ، عَنْ عَائِشَةَ، زَوْجِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم أَنَّهَا قَالَتْ فُرِضَتِ الصَّلاَةُ رَكْعَتَيْنِ رَكْعَتَيْنِ فِي الْحَضَرِ وَالسَّفَرِ فَأُقِرَّتْ صَلاَةُ السَّفَرِ وَزِيدَ فِي صَلاَةِ الْحَضَر От ’Урвы ибн аз-зубейра (умер в 94 году хиджры) от ’Аиши, супруги Пророка (ﷺ), что она сказала: «Был вменён в обязанность намаз по два рака’ата как в месте проживания, так и в путешествии (пути), и был утверждён намаз в пути [в таком количестве рака’атов, т. е. по два рака’ата], а к намазу, который человек совершает в месте проживания, было добавлено [количество рака’атов]» (аль-Бухари (350) и Муслим (685)). Аллах (пречист Он и возвышен) в Коране говорит: وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِي الْأَرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَن تَقْصُرُوا مِنَ الصَّلَاةِ «Если вы передвигаетесь по земле [находитесь в пути], то не является грехом для вас сокращать намаз» (сура «Женщины», 4:101). Среди учёных есть разногласие по поводу суждения (хукма) в отношении путника (мусафира), является ли для него обязательным сокращение намаза или не является. Среди учёных есть такие, которые говорят, что сокращение (къаср) намаза для путника — это обязательно (ваджиб) (не путать с совмещением (джам’ом), совмещение — это другое), и приводят в качестве довода этот хадис. Есть учёные (’уляма), которые говорят, что сокращение намаза не ваджиб, что это из разряда облегчений (рухсы) для путника. Первое мнение (мазхаб) видится сильным, хоть это мнение определённой группы учёных, среди них Абу Ханифа (да помилует его Всевышний Аллах). А что касается имама аш-Шафи’и и тех, которые согласны с ним в этом вопросе, то они говорят, что сокращение (къаср) намаза не является ваджибом, и опираются на определённые доводы. Среди доводов, которые упоминаются, хадис от Анаса, أَنْ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَالصَّحَابَةَ كَانُوا يُسَافِرُونَ فَمِنْهُمُ الْقَاصِرٌ وَمِنْهُمُ الْمُتِمٌّ ، وَمِنْهُمُ الصَّائِمُ وَمِنْهُمُ الْمُفْطِرُ ، لَا يَعِيبُ بَعْضُهُمْ عَلَى بَعْض что среди Пророка (ﷺ) и сподвижников, когда они находились в пути, был тот, который сокращал, и тот, который не сокращал (намаз), и были такие, которые постились, и те, которые не постились, (и при этом) не порицали друг друга, но этот хадис является слабым. Этот хадис приводит аль-Байхакъи в «ас-Сунану ль-кубра», а не Муслим. В достоверном хадисе говорится только о том, что были постящиеся и не постящиеся и они не порицали друг друга (аль-Бухари (1944) и Муслим (1113)). Также приводят в качестве аргумента действия некоторых сподвижников, в частности ’Усмана и ’Аишу (да будет доволен ими обоими Всевышний Аллах), — они совершали намаз в пути полностью. ’Усман по-своему истолковал этот вопрос, и у ’Аиши тоже было своё понимание (таъвиль) этого вопроса. Это был их иджтихад, но муджтахид в своём иджтихаде может оказаться правым, а может ошибиться в этом таъвиле. ’Усман так истолковал этот вопрос, сделав вывод, что он может не сокращать, потому что он повелитель правоверных (амиру ль-муъминин) и, значит, вся земля — это его дом, или некоторые ’уляма объясняют, что ’Усман (да будет доволен им Всевышний Аллах) истолковал по-иному: поскольку много людей приняли Ислам, люди приходили люди из разных мест в хадж, он делал намаз полностью, чтобы люди не подумали, что намаз совершается по два рака’ата, а не четыре. ’Аиша (да будет доволен ею Всевышний Аллах) истолковала так же, как ’Усман: она мать правоверных (умму ль-муъминин), где бы она ни была, все мусульмане, которые там есть, — это её дети. Толкование таким образом не соответствует Сунне Пророка (ﷺ), потому что если брать такое толкование, тогда мы скажем: «А положение Пророка (ﷺ) как отец для верующих, и он больше, чем амиру ль-муъминин, но при этом он сокращал». Тайм-коды: 0:00 Хадис и аят о сокращении намаза в пути 1:35 Является ли сокращение намаза обязательным для путника? 4:23 Доводы, на которые опираются те, кто говорит, что это необязательно 5:30 О хадисе, что среди Пророка (ﷺ) и сподвижников были те, которые не сокращали намаз в пути 9:39 О мнении ’Усмана и ’Аиши по этому поводу 13:09 Заключение Тесты, статьи и короткие уроки - 🔊 Все новые лекции шейха Абу Яхьи на Google Диске Ссылки на соц. сети: : Instagram — YouTube: Группа в Facebook — ✅ ⏳ Канал сайта в Телеграм - Короткие уроки | Основы Ислама - Короткие уроки || Видео - #АбуЯхьяКрымский #намаз #молитва #поклонение #путник #сподвижники
Back to Top