Литература 9 класс (Урок№51 - И. В. Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. «Фауст».)
Литература 9 класс
Урок№51 - И. В. Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. «Фауст».
На этом уроке мы познакомимся со страницами биографии и творчества Иоганна Вольфганга Гёте, познакомимся с его трагедией для чтения «Фауст», будем совершенствовать навыки смыслового и эстетического анализа текста.
1. Основные вехи биографии И. В. Гёте. Личность, судьба, творчество
2. Гёте и политика
3. Гёте и театр
4. «Фауст»: жанр, основные сюжетные мотивы и идеи
Основное содержание урока
…Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил.
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
Так именно, вседневно, ежегодно,
Трудясь, борясь, опасностью шутя,
Пускай живут муж, старец и дитя.
Народ свободный на земле свободной
Увидеть я б хотел в такие дни.
Тогда бы мог воскликнуть я: “Мгновенье!
О как прекрасно ты, повремени!
Воплощены следы моих борений,
И не сотрутся никогда они“.
И это торжество предвосхищая,
Я высший миг сейчас переживаю.
Это строки из трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст». Состарившийся, слепой главный герой мечтает о свободе и мирном единении людей, говорит о возвышенной роли труда.
Именно таковы были идеалы Иоганна Вольфганга Гёте – немецкого поэта, драматурга, писателя, философа, учёного и государственного деятеля. Он стал не только одной из важнейших фигур в немецкой литературе, но и вообще символом немецкой классической культуры.
Гёте был учёным и вообще широко образованным человеком. Он, например, занимался хроматикой – наукой о красках и цвете. Результаты своих исследований света, цвета и его влияния на человека Гёте опубликовал в 1810 году в книге «К учению о цвете».
Скорее всего, совсем не случайно в трагедии Гёте «Фауст» главный герой – учёный, одержимый жаждой познания мира.
Гёте верил, что каждому человеку во Вселенной отведено особое место, что человек – это неотъемлемая частичка космоса.
Свою жизнь Гёте тщательно обдумывал, сознательно выстраивал, подчинял конкретному плану, который сам и составил для себя, дисциплинировал себя, творил собственную биографию.
Свою творческую жизнь он начал как поэт «бури и натиска». «Штурм унд Дранг», «буря и натиск» - так, по названию одной популярной в то время драмы, окрестили литературное течение, а его представителей – «штюрмерами». Представители этого направления – Гёте, Фридрих Шиллер, Готфрид Август Бюргер и другие - протестовали против чрезмерной рассудочности в литературе и выступали за культ чувства, за изображение страстей, за внимание к внутреннему миру человека.
Выражением бунтарских и свободолюбивых идей того времени служит, например, роман «Страдания юного Вертера».
Слава Гёте как автора «Вертера» была настолько велика, что его, ещё молодого человека, пригласил в Веймар, столицу своего государства, герцог Карл Август Саксен-Веймарский.
Гёте стал первым министром Веймара и пытался было затеять некоторые реформы, однако герцог Карл Август не собирался содействовать ему в его начинаниях. Тогда Гёте сосредоточился на управлении образованием и театром в Веймаре.
У него появляется мысль, что многие проблемы в обществе можно решить с помощью искусства. Искусство – та сила, которая, которая способна смягчить нравы, облагородить каждого человека, дать народу идеалы.
С 1791 по 1817 Гёте руководит Веймарским театром. Он пишет пьесы и сам их ставит на сцене. Для совместного управления театром он приглашает в Веймар своего соратника Фридриха Шиллера, который с радостью откликается на предложение и создаёт в Веймаре несколько выдающихся пьес.
Тем любопытнее, что самая знаменитая из пьес Гёте – «Фауст» – написана не для театра и не предполагает постановки на сцене. Обратиться к жанру драмы для чтения Гёте побудила философская проблематика сюжета. Поэту оказалось узко в рамках традиционной театральной драмы.
«Фауст» Гёте не был первой пьесой для чтения в мировой литературе. Ещё в Древнем Риме такие пьесы писал философ Сенека, который с помощью мифологических сюжетов иллюстрировал свои философские идеи. Его интересовала не постановка на сцене, а внимание вдумчивого читателя.
Гёте писал «Фауста» почти шестьдесят лет.Уже в процессе создания первой части «Фауста» возник замысел второй. Она получилась в несколько раз больше первой. Гёте закончил её в самом конце своей жизни, и она увидела свет лишь после его кончины.
Трагедия начинается с так называемого «Пролога в театре». Он не имеет отношения к основному сюжету.Это спор между директором театра и поэтом о том, как надо писать пьесу. Интересно, что, обращаясь к жанру драму для чтения, освящённого авторитетом Сенеки, Гёте не забывает о театральных вопросах.
Поэт же, презирая толпу, уносится куда-то в небесные края:
Нет, уведи меня на те вершины,
Куда сосредоточенность зовет,
Туда, где божьей созданы рукою Обитель грез, святилище покоя.