Поэт Семен Воскресенский читает стихотворение Береза.1969 год.

Тверская область - на киноэкране 1969 год. Семен Воскресенский читает стихи на всю страну Тверской край славится своими поэтами. К концу 70-х годов прошлого века уже обрел свою известность Андрей Дементьев. Хорошо были известны стихи Александра Гевелинга, Николая Попова, Анатолия Скворцова, Михаила Суворова. И меня не могло не удивить, что на кадрах документального кино, снятых в 1969 году, я увидел не кого-то из них, а поэта мне на то время совершенно неизвестного. Это был Семен Николаевич Воскресенский. Впрочем, повод для съемок был более чем достойный. Воскресенский читал свои стихи по всесоюзному радио, а затем общался с Корнеем Чуковским. Родом Семен Воскресенский из села Ильинского, которое находилось некогда в Вышневолоцком уезде. Он учился в Тверской духовной семинарии, затем на физико-математическом факультете Московского университета. В 1917 году его призвали в армию. Семен Николаевич долгие годы работал учителем, потерял зрение. Стихи начал писать еще в юношеские годы, однако они мало кому были известны. Сам он был человеком скромным. И если бы калининский литератор Антонин Чистяков в начале 60-х годов не познакомился с Воскресенским, когда был в командировке в Вышневолоцком районе, мы бы и до сих пор не знали его простых, искренних строк. И паутина легкой лаской Лица касается и плеч. И листья падают с опаской, Всё выбирая, где им лечь. Шагают дни, несутся ночи, Минуты прыгают спеша, И с каждым часом жизнь короче И ненастнее душа. В 1962 году вышла в свет первая книга Семена Воскресенского «Родник». Поэт был весьма взыскателен к себе и решил спросить мнение о своих стихах у Корнея Чуковского. В скором времени в газете «Литературная Россия» появилась большая статья, рассказывающая о поэте, который живет на вышневолоцкой земле. Чуковский писал: «В прошлом или позапрошлом году я получил от сельского жителя Семена Николаевича Воскресенского объемистый пакет со стихами, написанными корявым, неразборчивым почерком, и, помню, с большой неохотой принялся их читать. К счастью, корявым оказался лишь почерк, а стихи в большинстве были очень добротные, чеканные, четкие, нисколько не похожие на те, какие я с таким горестным чувством читал во многих новоявленных рукописях. Они не громыхали, не пыжились, не щеголяли фальшивым неистовством. Это были простые стихи хорошего простого человека, одаренного ясным и простосердечным талантом. В его искусстве нет и тени искусственности. Он подлинный художник Божьей милостью – без всяких косметических прикрас. Воскресенский – преимущественно пейзажист, живописец. Почти все свои лирические чувства он чаще всего выражает при помощи прелестно написанных зимних, летних, весенних, осенних пейзажей. Причем в огромном большинстве этих пейзажей изображена одна-единственная сельская местность – та, в которой он живет чуть ли не с детства. Вот какие любовные стансы посвятил Воскресенский старой деревенской березе:Мне было пять, а ей - не знаю… Я от дождя прижался к ней И облаков увидел стаю В широком неводе ветвей. Всю жизнь они прожили рядом, человек и береза: И хоть неловко в том признаться, Но так случается порой: Люблю к стволу ее прижаться, Как к телу матери родной. Годом позже Семена Воскресенского приглашают почитать стихи на всесоюзное радио, заодно он заезжает и в Переделкино в гости к Корнею Чуковскому. Этим не могла не воспользоваться съемочная группа киножурнала «Наш край». В 1970 году в свет вышла последняя книга стихов Семена Воскресенского «Вечерняя радуга». Он успел подержать ее в руках, подарить друзьям. В 1971 году поэта не стало. В Союз писателей РСФСР он вступить так и не успел, однако без него сегодня поэзию тверского края представить сложно. Андрей УЛЬЯНОВ
Back to Top