МИРОВОЙ КРИЗИС И ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИКА | ГЕЙДАР ДЖЕМАЛЬ

Архивная запись 17/09/2009 Исламская экономика существовала в весьма удалённый период, после которого её правила и предписания фактически игнорировались, потому что в Османской империи (которая отвечала за сохранение независимости большинства ближневосточных народов) проводились прозападные реформы. Например, турецкая правящая элита практически не участвовала в экономических процессах, поскольку этими процессами руководили христианские и еврейские подданные Османской империи. То есть армяне, иудеи, сербы, болгары — это они были как раз тем самым «третьим сословием», тем экономическим классом, который заведовал большой экономикой тогдашнего халифата, из-за чего правила исламской экономики в XIX веке практически не использовались. Об исламской экономике не приходится говорить и в шахском Иране (северная часть которого была подконтрольна Российской империи, а южная — Великобритании) до Исламской революции 1979 года. Возрождение исламской экономической модели начинается где-то в 60-е годы. Её инициаторами были премьер-министр Египта Харрази и один из саудовских принцев, который ответственен за создание стержня современного исламского экономического проекта — «Исламского банка развития» в Джидде, насчитывающего огромное количество филиалов по всему миру, включая Европу. В чём сущность исламской экономики? Прежде всего, опираясь на кораническое Откровение (можно сказать, что и на авраамическую традицию в целом) — это отказ от процента, от фьючерсных сделок, от «воздушной экономики». Наиболее родственной в этом плане является методика работы в проектном инвестировании, практикуемая в европейской экономике. Но это проектное инвестирование, которое связано с разделом рисков, с долевым участием, то есть сам банк никаких процентов не получает. Банк изучает у своего клиента бизнес-план, который тот ему предоставил, анализирует риски, и, если он это принимает, то потом происходит раздел прибылей. Это наиболее универсальная форма, хотя есть и такие, которые касаются торговых проектов. Например, существует исламское страхование и т. д. То есть главным является принципиальный запрет на игры со временем. Основная установка Ислама — шариатский теологический постулат, потому что в Исламе теология является методом определения подхода к объективному миру, включая и трудовые процессы. Это не философия, как после эллинского периода на Западе, а именно теология, опирающаяся на шариатские установления. Главная задача — не допустить игр со временем, то есть «закладывания» времени — особенно будущего, ещё не прожитого времени — в пользу каких-то спекулянтов сегодня. В частности, существует запрет на продажу урожая пшеницы, который ещё не вырос, что, к слову, на Западе является обычным делом. Сегодня исламская экономическая территория оказывается гораздо более устойчивой не только потому, что она связана с сырьём (которое крайне ненадёжно, ввиду того, что прыгает в ценах и является не возобновляемым ресурсом), а потому, что общество устроено так, что оно фундаментально в своей собственной среде ориентировано на реальную экономику. Это коллективная психологическая установка на реальное производство и на то, чтобы не давать спекулировать своим собственным временем. Когда мы говорим «исламский мир», то мы должны отдавать себе отчёт в том, что он разделён на более чем шестьдесят субъектов международного права, суверенных государств, которые управляются в подавляющем большинстве постколониальными прозападными элитами, стоящими либо на либеральных, либо на тоталитарных, но, в любом случае, антиисламских позициях. Таким образом, если не считать несколько государств Персидского залива, спорную Саудовскую Аравию и исламскую республику Иран, то мы видим, что оставшиеся шестьдесят стран управляются бюрократией, которая ориентируется на либеральный Запад с помощью тоталитарных нелиберальных методов. В этих условиях ростки исламской экономики пробиваются в административно враждебном пространстве. Как ни странно, активно развивается мусульманское банковское дело в Великобритании. Но это дело спорное, ибо есть такое понятие как «халяльные деньги», то есть дозволенные с точки зрения шариата, на которых не лежит печать криминала. Допустим, есть не шариатский банк, но там имеется «мусульманское окошко», в которое вы сдаёте свои деньги не в рост, а для того, чтобы вложить их в полезное дело, проверенное маркетингом. Но касательно общего пула денежных средств, вы не можете знать, смешиваются ли они с другими финансовыми потоками или нет? Исламская экономика стоит на той позиции, что «деньги пахнут». К примеру, вы не можете пользоваться теми деньгами, которые получены от алкоголя. Так что те люди, которые в частной жизни соблюдают исламские начертания, но причастны к торговле спиртной продукцией — с точки зрения шариата, совершают преступление. Поэтому те банки, которые имеют «мусульманское окошко», являются жульническими и обманывают диаспоры, которые хотят пользоваться исламскими банками на территории Европы.
Back to Top