Как и благодаря кому Севастополь «влип» в историю с бывшими в употреблении паромами, которые нестабильно выходят на линию, зато стабильно «сосут» деньги из бюджета на ремонт? Полезно вспомнить историю вопроса для понимания общей картины. На этой неделе севастопольцы устали следить за новостями по теме морского сообщения: то «паром выйдет после ремонта», то не выйдет. То «возобновил движение» – то опять пропал.
13 июня губернатору Севастополя надоела эта чехарда и он сообщил, что «провёл совещание по поводу не выхода парома «Адмирал Истомин» на линию в субботу». За срыв сроков объявлен выговор двум чиновникам: и.о. замгубернатора Павлу Иено и и.о. директора Департамента транспорта Станиславу Таматаеву. «Следующий шаг – увольнение. Всё понимаю, бывают объективные сложности с поставкой деталей. Но нельзя называть сроки и многократно их переносить. Это говорит только о том, что изначально профильные руководители не владели всей необходимой полной информацией», заявил Михаил Развожаев.
Что касается парома, добавил губернатор, то у «Адмирала Истомина» на сегодняшний день заменили все необходимые детали. Я посмотрел данные портала Госзакупок: на последний, апрельский ремонт этого парома потрачено более 12 миллионов рублей. Всего же с 2017 года ГУП «Севэлектроавтотранс» потратил на ремонт и обслуживание парома «Адмирал Истомин» более 61 миллиона рублей! Чуть дешевле, в 52 миллиона рублей, обошлось обслуживание «Адмирала Лазарева» за этот период. Сюда входят и текущие расходы на освидетельствование оборудования.
А я напомню: оба этих парома оказались в Севастополе в 2012 году под лозунгами улучшения жизни граждан. «Нашлись люди небезразличные, которые вложили свою душу в решение этого вопроса. Причём, что очень приятно, – это именно те инвесторы, о которых много говорят, но они что-то не очень спешат в Севастополь. Это наши родненькие инвесторы», говорил в выступлении Владимир Яцуба 1 мая 2012 года.
«Родненький» инвестор – это Александр Анненков, владелец крупной российской морской транспортной компании и «Севастопольского морского банка». Естественно, это был бизнес-проект. Но в 2016 году паромы просто перестали выходить на линию. Город таким образом оказался перед выбором: выкупить паромы у владельца либо забыть о паромной переправе в принципе. А ведь это был единственный способ быстро добраться до Северной стороны – на пароме ездили даже машины «скорой помощи». Постановлением Правительства экс-губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников выделил 59 миллионов рублей из бюджета и бывшие в употреблении посудины стали головной болью госпредприятия.
Обратите внимание: тогда с целью экономии Дептранс отказался от идеи постройки новых паромов. Зато миллиарды рублей закапывали в парке Победы и на других проектах. Последствия этого недальновидного решения «аукаются» до сих пор. Кстати, и нынешние командующие транспортным цехом тему заказа новых паромов вообще не поднимают: даже новые катера обещают не ранее 2025 года.