Начало вечера с . Вступительное слово директора музея Ахматовой Н.И.Поповой.
“В книге опубликованы воспоминания Пунина о событиях 1917-18, происходивших в Петрограде сразу после революции. Многие эпизоды, описанные автором как очевидцем, станут известны читателю впервые. Целиком книга никогда ранее не печаталась, лишь одна глава из нее публиковалась в нескольких советских изданиях. В своих записях Пунин не только тонко анализирует факты и выстраивает закономерности окружающих его событий, но и описывает их прекрасным литературным языком“.
– А.САРАБЬЯНОВ, редактор и автор вступительной статьи к изданию, исследователь истории рус.авангарда.
речь Анны КАМИНСКОЙ, искусствоведа, внучки Пунина (прожила с Ахматовой с первых лет своей жизни и до смерти поэта).
– Петр ЗЫКОВ, сотрудник Эрмитажа, правнук Пунина.
Пунин и Бенуа.
– Сарабьянов о роли Пунина.
___
Блок “рассматривал войну, революцию, насилие как альтернативу мещанскому миру цивилизации, воплощение стихии, духа музыки. Певец Прекрасной Дамы создал маскулинную эстетику отчуждения и военной романтики, в определенном отношении близкую взглядам Пунина и Полетаева. Вполне предсказуемы «программные» отрицательные суждения Пунина о Блоке, приговор творчеству поэта-символиста, произнесенный теоретиком футуризма. Тем не менее романтические корни формалистической теории Пунина не подлежат сомнению. Художников-авангардистов Пунин сравнивает с рыцарями-крестоносцами; его эстетика чистой формы – это романтическая борьба с «человеческим, слишком человеческим», «эстетское», «символистское» зазеркалье, мир «наоборот» (автор одноименного романа, Гюисманс – любимый писатель Пунина).
«Я понял, что такое живопись без содержания, – пишет Пунин. – Пикассо искал свои плоскости, как Моралес; Сезанн лепил свои головы, как Греко. Тщетно искать и в том и в другом чувства, идей и настроений – одно желание как можно точнее, суше и глубже понять форму. Ты понимаешь, то были сухие души – совсем не наши, – которые знали все и ничего не идеализировали – они только видели своими глазами коршунов и беспощадно создавали не то, что видели, а равное тому, что видели. Это не романтики абсолютно, но умы первоклассные. Логика неудержимая, аристократизм сердца, но не эстетизм, не изящество; по-моему, в них жили души настоящих рыцарей, тех рыцарей которые в крестовых походах шли не в Палестину, а завоевывали Яффу. О, я хотел бы обладать такой сухой душой и таким дьявольским умом. Почему я вдруг все это понял, я – романтик до глубины, и почему мне это понравилось?»
«Романтическая» составляющая наследия Пунина, сближающая его с творчеством Блока, вплотную подводит нас к вопросу о популистском характере его теории искусства. На протяжении всего своего творческого пути Пунин писал об особом «русском» чувстве формы, «авангардистском» по своей сути и объединяющем древних иконописцев с современными художниками. Категория народного у Пунина, как это особенно убедительно демонстрируют его поздние работы, восходит к «Происхождению трагедии из духа музыки». Противопоставление элиты/интеллигенции и народа, лежащее в основе данного текста Ницше, является одной из главных мифологем творчества Блока, получившей развитие, к примеру, в цикле «На поле Куликовом». Победа русского войска над Ордой, по мысли Блока, это победа не только над внешним, но и над внутренним врагом – сражение «народа» с «интеллигенцией».
[...] В теории искусства Пунина, как и в творчестве символистов, «русское» мифологизируется по законам авангардистского дискурса. Лишенный жалости и сострадания («Москва слезам не верит»), традиций и метафизического измерения, русский народ в изображении Пунина открыт будущему, жизни, напоминая о творческой природной/народной стихии у Блока. Окрашенная в тона немецкой «консервативной революции» и «философии жизни» публицистика Блока в этом отношении близка культурологии Пунина, несмотря на «механистический» пафос последней. Теория организации Пунина, синтезировавшая элементы витализма и механицизма и отсылающая к работам А.Богданова, предполагала раскрепощение материала в художественной сфере и «эмансипацию» социальных сил в тоталитарном государстве; в конечном итоге «организация», согласно Пунину, означала возвращение к природному автоматизму. Новая религия природы «арийского человечества», о которой мечтал Пунин, родственна (хотя не тождественна) представлениям Блока о стихии, несущей человечеству одновременно гибель и освобождение.
Мифопоэтический потенциал теории искусства Пунина неисчерпаем, он охватывает различные риторические системы русской культуры от символизма до позднего сталинизма. Знаменательно, что в 40-е, давно уже разочаровавшийся в своих ранних социальных проектах «постмодернистский» Пунин (предвосхитивший в своих «Письмах М.Г.» «Постмодерн в изложении для детей» Лиотара) возвращается к стилистике символизма и эстетического движения“ ().
52 views
440
116
2 months ago 00:21:15 1
Презентация новой солистки группы СЛОТ: Дарья Равдина
2 months ago 01:21:58 1
Москва. Презентация книги Л.В. Шапошниковой «Николай Рерих» (серия «ЖЗЛ»),
2 months ago 00:08:15 1
Курс методики Тета-Хилинг Глубинные раскопки. Работа с убеждениями
3 months ago 00:40:38 1
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ О МАСТЕРЕ. ПЕСТОВ, ЦИСКАРИДЗЕ, КУЗНЕЦОВ.
3 months ago 01:23:15 6
Армянские гении: от кофе до покорения космоса. Презентация книги Тима Скоренко
3 months ago 00:30:37 1
Свет всегда побеждает тьму. Николай Константинович Рерих
3 months ago 01:03:37 23
Осенний красивый сборник - осенней музыки для души! Музыка Сергей Грищук #КРАСИВАЯМУЗЫКА
3 months ago 00:38:48 1
Николай Караченцов. Лучшее и неизданное. Презентация компакт-диска артиста в Московском Доме Книги
3 months ago 00:16:36 11
NX CAD. Моделирование в NX. NX 2406 Часть 1. Урок 2
3 months ago 00:24:02 2
Иеромонах Анатолий Киевский о последние временах #1
3 months ago 00:45:26 1
Презентация книги А. Мещерякова, часть 2 из 2. Шемонаиха
3 months ago 03:18:21 24
Строительный клуб: 28 Заседание. Презентация сборника статей «Проблемы строительного права. Выпуск 3» //
3 months ago 00:01:29 1
Уважение. Презентация книги.
3 months ago 00:16:05 1
Сколько было потопов ? Ломоносов знал ответ !
3 months ago 00:09:15 1
Раскрытие интуитивных способностей. Связь с Источником. Ты и Творец. Тета-Хилинг
3 months ago 00:37:23 1
Мелина Понайтович. Презентация книги “Новый взгляд на театр Леонида Андреева“. Белград-2024, Сербия
3 months ago 00:21:26 1
Бросил курить и зажирел. Какое мясо лучше. Сон. Ашваганда. Медитации. Панические атаки