Джованни Лоренцо БЕРНИНИ (1598 1680). 12 известных скульптур БЕРНИНИ. .

Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) (7 декабря 1598, Неаполь - 28 ноября 1680, Рим), - итальянский архитектор и скульптор. Был видным архитектором и ведущим скульптором своего времени, считается создателем стиля барокко в скульптуре. Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением, и чьё влияние было непомерно сильно...». Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины. Также он уделял время созданию декоративных предметов, таких как лампы, столы, зеркала, и даже кареты. Как архитектор и градостроитель он проектировал церкви, капеллы и светские здания, а также разрабатывал крупные объекты, сочетающие в себе архитектуру и скульптуру, такие как публичные фонтаны и надгробные памятники. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. На протяжении своей долгой карьеры Бернини выполнял множество заказов и большинство из них было связано со Святым Престолом. В ранние годы он попал в поле зрения кардинала-племянника Сципионе Боргезе, и в 1621 году, в возрасте 23 лет, был посвящён в рыцари папой Григорием XV. При восшествии на престол следующий папа Урбан VIII, как сообщается, заметил: «Это большая удача для вас, кавалер, что вы смогли узреть, как кардинала Маффео Барберини сделали папой. Однако нам повезло ещё больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате». Хотя при правлении Иннокентия X он не достиг больших успехов, в период правления Александра VII он восстановил своё художественное доминирование и при Клименте IX по-прежнему был в почёте. Бернини и другие мастера оказались забыты в период неоклассической критики барокко. Только в конце XIX века искусствоведы в поисках понимания художественного произведения в культурном контексте, в котором оно было произведено, пришли к признанию достижений Бернини и восстановили его репутацию. Искусствовед Говард Хиббард заключил, что в XVII веке «не было скульптора или архитектора сравнимого с Бернини». В биографии, составленной Доменико Бернини, есть такие строки: На вопрос Ришельё, какая разница между скульптурой и живописью, Бернини ответил: «Скульптура передает то, что есть, живопись — то, чего нет», прибавив, что «живопись заключается в дополнении [натуры], а скульптура — в убавлении». Бернини сочетал оба метода: он лепил свои «боццетти» (итал. Bozzetto — эскиз, набросок) из мягких материалов (гипса, цемента, глины на каркасе), пользуясь живописным методом трактовки формы, а затем переводил такие эскизы в мрамор. В результате и в мраморной статуе сохранялась уникальная живописность, пластичность, «текучесть» формы. В музее Ватикана хранятся «боццетти», созданные Бернини в процессе работы над статуями для кафедры собора Св. Петра. В видео прозвучало произведение Доменико Скарлатти (1686 – 1757) «Соната для фортепиано, К 546, соль минор». Исполнитель: Андреа Мольтени (фортепиано), май 2021, Италия.
Back to Top