Тайны создания шедевра. Черновики А. С. Пушкина

Дарья Богдашкина: Вот так гулял Александр Сергеевич по Петербургу и, кажется, что строчки сами рождались у него в голове, а ему оставалось лишь дотянуться до бумаги и пера и их записать. Но так ли было всё на самом деле? Александр Дубровский, хранитель пушкинского фонда Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом), к. ф. н: Так могут думать люди, которые никогда не видели пушкинских черновиков, потому что за этой внешней лёгкостью стоит колоссальная работа. Черновики Пушкина необыкновенно интересны. Если, допустим, сравнить с Лермонтовым, то Михаил Юрьевич, как правило, у него строчки складывались в голове, и он записывал уже конечный результат, у него правки немного. А у Пушкина всё на бумаге. Как разрез древесного ствола сохраняет всю историю дерева, так и пушкинский черновик хранит в себе все тайны создания шедевра. На каждой странице - бесконечный поиск нужных слов, рифм и образов. Пушкин зачёркивает, возвращается к прежнему и вновь переделывает. Например, он перебрал 11 вариантов описания кавказского пленника, прежде чем найти точные и лаконичные выражения, ставшие основой русского языка. Александр Дубровский, хранитель пушкинского фонда Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом), к. ф. н: Эпиграмма в Кишиневской тетради. «Певец Давид был ростом мал, но повалил же Голиафа». А вот обратите внимание на нижние строки. Они не дописаны. Что же всё -таки здесь? В 1937 году вышел первый документальный фильм о творчестве Александра Сергеевича «Рукописи Пушкина». Литературовед Сергей Бонди и режиссеры Сергей Владимирский и Анатолий Егоров смогли воплотить на экране то самое «творческое движение» пера поэта. Сергей Ильченко, профессор СПбГУ, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения: Прорывной характер этой картины заключается в том, что впервые были использованы достижения отечественной мировой мультипликации. Это реально технология анимации, когда оживает рисунок, в данном случае графический текст. И именно с помощью мультипликации, мультипликационной техники, возможно было такое снять. Чем дольше вчитываешься в неразборчивые слова и строчки, двигаясь по следам поэта, тем сильнее увлекаешься разгадыванием загадок, разбросанных по всему черновику. И тем больше убеждаешься в справедливости фразы, написанной самим Пушкиным: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная».
Back to Top