Диафильм “Георгий Семенович Верейский“ (Сергей Антонов, художник-оформитель Ж. Гиричева, Москва, 1970)

“один из наиболее значительных мастеров советской графики, продолжавший в своем творчестве классические традиции рисунка и гравюры. Работал почти исключительно с натуры. Наибольшую известность приобрел как портретист. Его произведения отличаются точностью пластической и психологической характеристики моделей, выверенным, подчеркнуто строгим рисунком“ ( Современные научные статьи характеризуют его как “талантливого, методичного, подчиненного внутренней дисциплине и сосредоточенного на предмете своего творчества художника [...] Верейскому были подвластны различные виды изобразительного искусства, прежде всего графика и живопись. Художник работал во многих жанрах (портрет, пейзаж, интерьер, натюрморт, бытовой и индустриальный жанры); в рисунках и литографиях в 20-30-е живописец выступил первооткрывателем индустриальной тематики. Масштаб его деятельности: тысяча сто пятьдесят литографий; работы маслом, темперой, акварелью; не поддающиеся исчислению рисунки (от станковых листов до беглых альбомных зарисовок и набросков). Главным источником его творчества выступала любовь к родной природе (пейзажи Георгия Семеновича проникнуты мягким лиризмом). Кроме того, ясность восприятия окружавшей его действительности и высокая гражданская позиция позволили ему сделать важным разделом творчества портрет. Без преувеличения можно утверждать, что художником более чем за полвека была создана огромная портретная галерея современников, от деятелей науки и искусства до георгиевских кавалеров Первой мировой и военных чинов Великой Отечественной. Творческое наследие художника очень обширно; оно еще ждет своего исследователя. [...] У художника, при жизни которого прошли 6 персональных выставок (1924, 1939, 1946, 1949, 1961, 1962), не существует единого музейного собрания работ. Часть трудов продолжает выставляться на аукционах. В СССР во Львове открыли его единственный мемориальный музей. Хранятся его работы в Музее-квартире И.Бродского, Эрмитаже, Русском музее, ГМИИ, Третьяковке, отделе рукописей РНБ, Президентской библиотеке, Детском музее открытки, Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, ряде других собраний в Киеве, Харькове, Н.Новгороде, в том числе зарубежных. В Русском музее сосредоточена самая большая музейная коллекция его творческого наследия. Часть ее издана в виде альбома в 2016, чтоб показать преемственность реалистического направления в петербургской-ленинградской графике. Несмотря на отсутствие Музея-квартиры (он можно создать в доме №24 по Большому проспекту Васильевского острова, где он жил с небольшими перерывами 47 лет), среди нескольких поколений интеллигенции сохраняется целостное представление о его творчестве. Отчасти на это влияет петербургский-петроградский-ленинградский пейзаж, талантливым изобразителем которого был художник, а также городская ономастика. На доме по Большому проспекту установлена мемориальная доска: «В этом доме с 1915 по 1962 год жил и работал выдающийся советский художник-график, действительный член Академии художеств СССР, народный художник РСФСР Георгий Семенович Верейский». В 2017 в Михайловском замке прошла первая выставка его графики. В экспозиции были представлены 150 графических произведений (рисунки, акварели, офорты, литографии), а также живописные работы и письма художника; в отдельном зале демонстрировался документальный фильм о нем 1959г. Живописец предстал в образе одного из лучших советских графиков и продолжателя классической традиции в отечественном искусстве XX в. Каждая новая выставка работ Верейского представляется попыткой обобщения его творческого пути. Г.А.Чернова: «еще при жизни Георгию Семеновичу довелось слышать теплые слова искренних почитателей его доброго таланта: его называли “поэтом человеческих характеров“, “выразителем больших мыслей и глубоких чувств“»; «к чему бы ни прикасалась рука мастера, на всем лежит печать высокой культуры»; «характерной чертой творчества Верейского является сочетание высокой мысли, горячей любви к человеку, окружающей природе, к его Родине». Он «судил себя придирчиво и сурово, прилагая в первую очередь к себе самому те чрезвычайно высокие критерии, с которыми вообще подходил к явлениям искусства» (Б.Сурис). В результате извечный конфликт творческой личности «выливался в настроение острого недовольства собой, в скептическое отношение к своим возможностям...» На персональной выставке 1961г., приуроченной Академией художеств к 75-летию художника, по воспоминаниям Суриса, Верейский взял слово и неторопливым, негромким, чуть глуховатым голосом без пафоса сказал: «вот теперь только и надо начать работать, работать много и по-другому — лучше, чем он работал до сих пор» Своеобразным ориентиром в его творческом наследии служит автобиография (1945)“:
Back to Top