ЕВГЕНИЙ ЗАМЯТИН. “Мы“. Библейский сюжет (грехопадение)
“Сквозь стеклянные стены дома — ветреный, лихорадочно-розовый, тревожный закат. Я поворачиваю кресло так, чтобы передо мною не торчало это розовое, перелистываю записи — и вижу: опять я забыл, что пишу не для себя, а для вас, неведомые, кого я люблю и жалею — для вас, еще плетущихся где-то в далеких веках, внизу.
Вот — о Дне Единогласия, об этом великом дне. Я всегда любил его — с детских лет. Мне кажется, для нас — это нечто вроде того, что для древних была их «Пасха». Помню, накануне, бывало, составишь себе такой часовой календарик — с торжеством вычеркиваешь по одному часу: одним часом ближе, на один час меньше ждать... Будь я уверен, что никто не увидит, — честное слово, я бы и нынче всюду носил с собой такой календарик и следил по нем, сколько еще осталось до завтра, когда я увижу — хоть издали...
(Помешали: принесли новую, только что из мастерской, юнифу. По обычаю нам всем выдают новые юнифы к завтрашнему дню. В коридоре — шаги, радостные возгласы, шум.)
Я продолжаю. Завтра я увижу все то же, из года в год повторяющееся и каждый раз по-новому волнующее зрелище: могучую чашу согласия, благоговейно поднятые руки. Завтра — день ежегодных выборов Благодетеля. Завтра мы снова вручим Благодетелю ключи от незыблемой твердыни нашего счастья.
Разумеется, это непохоже на беспорядочные, неорганизованные выборы у древних, когда — смешно сказать, — даже неизвестен был заранее самый результат выборов. Строить государство на совершенно неучитываемых случайностях, вслепую — что может быть бессмысленней? И вот все же, оказывается, нужны были века, чтобы понять это.
Нужно ли говорить, что у нас и здесь, как во всем — ни для каких случайностей нет места, никаких неожиданностей быть не может. И самые выборы имеют значение скорее символическое: напомнить, что мы единый, могучий миллионноклеточный организм, что мы — говоря словами «Евангелия» древних — единая Церковь. Потому что история Единого Государства не знает случая, чтобы в этот торжественный день хотя бы один голос осмелился нарушить величественный унисон.
Говорят, древние производили выборы как-то тайно, скрываясь, как воры; некоторые наши историки утверждают даже, что они являлись на выборные празднества тщательно замаскированными (воображаю это фантастически-мрачное зрелище: ночь, площадь, крадущиеся вдоль стен фигуры в темных плащах; приседающее от ветра багровое пламя факелов...). Зачем нужна была вся эта таинственность — до сих пор не выяснено окончательно; вероятней всего, выборы связывались с какими-нибудь мистическими, суеверными, может быть, даже — преступными обрядами. Нам же скрывать или стыдиться нечего: мы празднуем выборы открыто, честно, днем. Я вижу, как голосуют за Благодетеля все; все видят, как голосую за Благодетеля я — и может ли быть иначе, раз «все» и «я» — это единое «МЫ». Насколько это облагораживающей, искренней, выше, чем трусливая, воровская «тайна» у древних. Потом: насколько это целесообразней. Ведь если даже предположить невозможное, т. е. какой-нибудь диссонанс в обычной монофонии, так ведь незримые Хранители здесь же, в наших рядах: они тотчас могут установить нумера впавших в заблуждение и спасти их от дальнейших ложных шагов, а Единое Государство — от них самих“.
Замятин о романе: «...сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства — все равно какого. Американцы не без основания увидели в этом зеркале и свой фордизм. [...] ...Хаксли развивает почти те же самые идеи и сюжетные положения, которые даны в “Мы”. Совпадение, конечно, оказалось случайным. Но такое совпадение свидетельствует, что идеи – кругом нас, в том предгрозовом воздухе, которым мы дышим» (1932).
__
В “Островитянах” (1917) «под впечатлением жизни в Англии [...] показал практически то же, что и в “Мы”: “Чопорная английская жизнь, расписанная заранее в мелочах… Жизнь-машина, механизм, всё проинтегрировано, все одинаковые...». 2 диссертации на тему Англии Замятина.
«Эх, господа, какая уж тут своя воля будет, когда дело доходит до арифметики, когда, будет одно только дважды два четыре в ходу? Дважды два и без моей воли четыре будет» («Записки из подполья»). “В полемике «Истории одного города» и «Легенды о Великом Инквизиторе» с утопическим «Что делать?» рождался жанр, получивший окончательное завершение в «Мы»“.
Из программного документа Гастева (1919): «квалифицировать отдельную пролетарскую единицу как А, В, С или 325, 075 и 0 и т. п.», что создаст «невозможность индивидуального мышления». Местоимение «мы» доминирует почти в каждом его стихотворении. В стихотворении «Экспресс» дом будущего — Народный дом «занимает четыре квартала. Здание выросло в десять этажей. Окна дома идут цельными непрерывными стеклами от крыши до самой земли...»
Гастев (1921): «Человечество научилось обрабатывать вещи — наступила пора тщательной обработки человека».
Рецепция (Хаксли, Оруэлл, Стругацкие, Ефремов, Брэдбери): Набоков:
51 view
319
91
5 minutes ago 01:43:14 1
Михаил Шолохов Судьба человека Аудиокнига Слушать Онлайн
2 days ago 00:46:20 1
▶️ Красивая жизнь 2 серия | Сериал / 2014 / Мелодрама
2 days ago 00:38:32 4
Живете в антиутопии? Для вас уже придумали униформу II ОТДЕЛ МОДЫ
3 days ago 01:03:33 1
Рассказ о самом главном (киноспектакль, реж. Илья Ларионов, Светлана Языкова, Егор Насонов, 2024 г.)
4 days ago 00:09:15 1
ТЭФФИ «ПРОВОРСТВО РУК». Аудиокнига. Читает Александр Бордуков
1 week ago 00:52:31 1
Александр Сергеевич Пушкин БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА Аудиокнига Слушать Онлайн
2 weeks ago 00:03:41 1
Сериал «Красные линии», психологический детектив «Калимба» и драма «Расплата»
2 weeks ago 07:32:21 1
И А Гончаров Обломов Аудиокнига Часть 1 Слушать Онлайн
2 weeks ago 00:25:25 1
майский влог на природе 🌱
2 weeks ago 02:57:06 1
ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ «СКОТНЫЙ ДВОР». Аудиокнига. Читает Александр Клюквин
2 weeks ago 08:16:39 1
Глубина. Выпуск 32 “Советская фантастика“
2 weeks ago 00:49:27 1
Кукла. 1 Серия. Криминальный Детектив. Лучшие Сериалы
2 weeks ago 01:14:30 1
Посредник - 1 серия (1990)
2 weeks ago 00:44:46 1
Михаил Афанасьевич Булгакова Мастер и Маргарита Часть 2 глава 27 Конец квартиры № 50
2 weeks ago 09:49:49 1
ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ «1984». Аудиокнига. Читает Сергей Чонишвили
2 weeks ago 00:16:22 1
О Генри Дары волхвов Аудиокнига Слушать Онлайн
3 weeks ago 00:48:03 1
Один против всех. Серия 1. Криминальная Драма. Лучшие Сериалы
3 weeks ago 00:01:47 1
Борис Леонидович Пастернак Быть знаменитым некрасиво Учить стихи легко Аудио Стихи Слушать Онлайн
3 weeks ago 00:10:09 1
Твои золотые рыбки в главном карьере парка Гагарина
3 weeks ago 00:07:35 1
ПИСЬМО СОЛДАТУ
3 weeks ago 00:37:29 1
Михаил Афанасьевич Булгакова Мастер и Маргарита Часть 2 глава 19 Маргарита
3 weeks ago 08:38:05 1
Иван Сергеевич Тургенев Отцы и дети Аудиокнига Слушать Онлайн
1 month ago 00:13:40 1
МИЗЕРИ: о чём жуткий шедевр Стивена Кинга? Обзор без спойлеров #38
1 month ago 00:03:28 1
Владимир Маяковский О дряни Учить стихи легко Аудио Стихи Слушать Онлайн