Святитель Николай Мирликийский чудотворец.

Регентские и певческие курсы Колобанова А.В. Сайт курсов - Фильм по книге протоиерея Владимира Колобанова «Дело личное – ЛИЧНОЕ ДЕЛО». «Правило веры и образ кротости…». В день памяти святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Шестого по старому, 19 го по новому стилю, декабря Святая Церковь празднует память святителя и чудотворца Николая Мирликийского, день его преставления ко Господу. В народе этот день называется «Никола зимний» и является одним из любимейших праздников на Руси. Нередко бывает, что какое-либо явление мировой жизни находит себе воплощение в одной из человеческих личностей, реализуется в ней наиболее полноценно, как бы оживает в ней. В таком случае говорят, что человек олицетворяет собою это явление. Про святителя Николая Мирликийского можно с уверенностью сказать, что он олицетворяет собою Вселенское Православие. Тропарь, посвященный чудотворцу Николаю, очень кратко, в сжатой форме, строго по существу раскрывает черты облика православного святителя. «Правило веры…» Несомненно, что это самая характерная черта православного человека, тем более архиерея. Хранить веру, значит, содержать ее правой, неповрежденной, что возможно только в случае неповрежденного же хранения Предания Православной Церкви. Это и было заповедано нам святыми Христовыми апостолами. И ни о чем более так не старается враг нашего спасения, как о разорении этой веры, о внесении различных изменений в Предание Церкви. Он знает, что только так сможет осуществить задуманную им подмену Христа Божия на антихриста. И вот почему «образ кротости» святитель Николай Мирликийский заушил, то есть, дал пощечину еретику Арию на I Вселенском Соборе в Никее. Кстати, тропарь святителю, если быть внимательным, дает и ключ к пониманию того, каким образом хранится Предание Святой Церкви Христовой, и в чем, стало быть, должен состояться православный человек как личность. После «Правила веры и образа кротости» святитель прославляется еще и как «воздержания учитель», то есть аскет, конечно же, в широком смысле понимания этого слова. Аскет, ведь, не только тот, кто воздерживается в пище и питии да еще во сне. Это лишь самые простые, начальные формы аскезы, без которых, впрочем, шагу нельзя ступить вперед на пути богопознания. Но останавливаться только на них даже и небезопасно. Подлинный аскет — тот, кто старается с помощью Божией созидать себя как личность в русле Православного Предания. Такое делание на языке святых отцов называется «искусством искусств», чем и является по своему существу. Величайшим, богопросвященным художником этого «искусства искусств» является чудотворец Николай. С особенной силой, по-светски сказать, его гениальность обнаруживается в соединении в его личности двух в чем-то противоположных начал: «правила веры» и «образа кротости». Не ошибемся, если скажем, что источником кротости чудотворца Николая является его духовная умудренность и, как следствие, — бережное отношение к жизни вообще, к жизни как таковой. Об этом ярко свидетельствует житие святителя Николая, особенно в части его посмертных чудес. Именно бережное отношение к жизни, как к некоему изящному изделию, исшедшему из рук Божиих, стяжало ему всемирную славу. Имя святителя Николая благоговейно призывается и иноверными. Оставаясь при своих верованиях, в лице чудотворца Мирликийского Николая они не отвращаются от Православия как от чего-то, себе чуждого, — вот что важно! Не отвращаются же, потому что чувствуют эту, органичную для личности православного святого, бережность к жизни. …Кто может понять ум Божий?! Таинственна и недоуменна для нас судьба Православия, судьба Церкви Христовой на земле лю¬дей. Ведь судьба в христианском понимании этого слова есть суд Божий о человечестве. И личная судьба Мирликийского святителя как-то таинственно выражает собою общую судьбу Православной Церкви. Мы упоминали сегодня о случае с еретиком Арием, бывшем на I Вселенском Соборе в Никее. Но историческая наука сталкивается здесь с большой для себя трудностью. Нигде в исторических источниках не находится никакого следа и никакого отражения этого случая. Науковерный Запад спешит сегодня исключить Мирликийского святителя из числа участников Собора. Горячие головы, вообще, готовы признать вымышленность личности святителя Николая. Что же, наверное, можно мыслить и так, если есть насущная потребность сохранить себя в общем культурном контексте времени. Но никто не запретит нам думать об особенном каком-то Божием смотрении в отношении фактологической стороны жития святи¬теля Николая Мирликийского, «Правила веры». Ведь должна же вера, в конце концов, остаться именно верою на земле людей, а не превратиться в объект бесконечных научных уточнений!
Back to Top