Как научить школьников возвращаться к тексту в тесте чтения?

Спикеры: 1. Антипкина Инна Вениаминовна, кандидат наук об образовании, старший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ, 2. Бакай Екатерина Анатольевна, стажер-исследователь Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ, 3. Юсупова Элен Магомедовна, научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ, Дискуссанты: 1. Пинская Марина Александровна, доктор педагогических наук, доцент кафедры Образовательных систем и педагогических технологий Одинцовского филиала МГИМО МИД РФ, 2. Волынец Елена Петровна, педагог-психолог, учитель начальных классов, Модератор вебинара:Грачева Дарья Александровна, кандидат наук об образовании, младший научный сотрудник Лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ, Анонс вебинара: Целью исследования стало изучение эффективности формирующего компьютерного инструмента, предназначенного для обучения младшеклассников навыку возврата к тексту, когда они сталкиваются с вопросами о сложных для запоминания деталях. Предыдущие исследования показывают, что значительная часть учащихся начальной школы редко возвращается к тексту при ответе на вопросы. Формирующий тест, используемый в данном исследовании, включает в себя три тестлета, каждый из которых состоит из короткого информационного текста и четырех заданий с несколькими вариантами ответов. Первый тестлет функционировал как стартовая точка: учащиеся читали текст и отвечали на вопросы так, как хотели сами. При этом время чтения и ответов на вопросы, а также возвраты фиксировались в журнале действий. Второй тестлет был разработан как формирующий: если учащиеся отвечали на вопрос неправильно, на экран им выводился фрагмент стимульного текста, в котором была выделена часть, содержащая правильный ответ. Учащимся снова предлагалось ответить на вопрос до тех пор, пока не был получен правильный ответ. Третий тестлет повторял первый по форме (прохождение было ничем не ограничено) и использовался для оценки изменений в поведении учащихся при чтении. Гипотеза предполагала, что после второго тестлета учащиеся будут демонстрировать повышенную частоту возвратов к тексту и более высокий уровень правильных ответов по сравнению с первым тестом. В выборке из 1122 учащихся третьего класса результаты показали, что поведение при чтении у участников изменилось. Однако они стали уделять больше времени тексту во время их первого знакомства (что мы интерпретировали как увеличение продолжительности чтения) вместо того, чтобы чаще возвращаться к нему от заданий. Более детальный анализ с помощью кластеризации позволил выделить группы учащихся, у которых интервенция вызвала изменения поведения или нет. Ограничения и перспективы обсуждаются. Семинар организован в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325 от ).
Back to Top