DSC_0379 г. Салехард. Ансамбль танца “Сыры - сэв“

Каждое появление на сцене представителей аборигенной культуры Севера заставляет восхищаться этническим многообразием нашей страны. Причём удивляет оно не только россиян из других регионов, но и весь мир! В 1972 г. после триумфальных концертов корякского ансамбля “Мэнго“ в Париже вся Франция носила одежду с этническими северными мотивами. Последние 10 лет практически единственной возможностью для обычных зрителей увидеть коллективы коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока являются выставка-ярмарка “Сокровища Севера“ и уникальный кочующий фестиваль “Манящие миры. Этническая Россия“. Титульные ансамбли национальных территорий – легендарные камчатский “Мэнго“, чукотский “Эргырон“, магаданский “Энэр“, эвенкийский “Осиктакан“, ненецкий “Хаяр“, ямальский “Сыра’Сэв“, таймырский “Хэйро“ – где они сейчас? В каком состоянии, почему редко появляются на общероссийских площадках? Действительно ли их репертуар отражает традиционную культуру северян? Ответить на все эти вопросы и сделать своего рода обзор состояния коллективов “НА“ попросил Елену Тюрину, автора идеи и бессменного руководителя фестиваля “Манящие миры. Этническая Россия“. Все коллективы живы. Но находятся в разном состоянии. Вместе не собирались уже лет десять – с тех пор как отменили праздничное шествие по Красной площади в День России. Но в 2014 году поводы для встреч появились, состоялись два больших культурных форума – культурная программа XXII Олимпийских зимних игр в Сочи, I Всероссийский фестиваль и выставка народной культуры всё в том же Олимпийском парке Сочи. Национальный ансамбль танца “Сыра’Сэв“ представлял Ямал на обоих форумах. На Олимпийских играх – с первого до последнего дня. Но исключительно на экспозиции Ямала, в замкнутом тесном пространстве. И ещё в программах, представляющих только округ. На объединённой северной площадке Олимпийского парка ансамбль не выступал. Правда, на I Всероссийском фестивале и выставке народной культуры в соответствии с распределением сценических площадок “Сыра’Сэв“ всё же оказался в хорошей северной компании. А после сочинского форума, практически случайно, вместе с представителями Таймыра, Камчатки, Алтая, Эвенкии, Мурманской области поучаствовал в программе “Пространство памяти“ кочующего фестиваля “Манящие миры. Этническая Россия“, которая была представлена в Брянске, Гомеле, Добруше, Мозыре, Светлогорске, Смоленске. Программа об участии коренных малочисленных народов в Великой Отечественной войне получила высокую зрительскую оценку, как, впрочем, и каждый участник в отдельности. А ансамбль “Сыра’Сэв“ получил несколько индивидуальных приглашений. Но в последние четыре года замечаю ревностное отношение “верхов“ к ансамблю: даже если и выпускают за пределы Ямала – почему-то крайне малым составом и только в строго очерченных корпоративных границах. Развитие ансамбля руководство округа видит в “осовременивании“ репертуара. Пока этому коллективу удаётся сохранять хороший творческий уровень. Чего уже нельзя сказать об ансамбле национальной песни “Сёётэй Ямал“, получившем звание “губернаторский“, но утратившем национальный дух. Таймырский народный ансамбль песни и танца народов Севера “Хэйро“ несколько раз в год бывает представлен в межрегиональных и федеральных культурных проектах. Но почти всегда урезанным составом и, соответственно, с короткими программами. А потому как-то совсем невидим в культурном пространстве страны. Народный ненецкий молодёжный ансамбль песни и танца “Хаяр“ блистал на Олимпийских играх. Накануне два года подряд был лучшим на международной выставке-ярмарке “Сокровища Севера“, ежегодно проходящей в Москве, выезжал на зарубежные фестивали в Испанию и Финляндию. Добротные сценические костюмы, хорошая хореографическая подготовка, высокая техника исполнения танцев, отличный вокал – ансамбль-праздник! Правда, у этого ненецкого праздника есть явный русский акцент. О степени традиционности ненецкого танца спорят давно. Не было его вообще или безнадёжно утрачен – пока учёные ищут истину, ненцы танцуют, формируя этот пласт национальной культуры. Эвенкийский народный ансамбль песни и танца “Осиктакан“ ни в одном крупном мероприятии за последние годы не участвовал. И вообще после объединения Эвенкийского автономного округа с Красноярским краем за пределами края практически не был замечен. Магаданский ансамбль песни и танца “Энэр“, многие годы ассоциировавшийся исключительно с летучим голландцем из-за частых гастролей, пару лет назад стал реальностью культурного пространства страны. Дерзкий, многоликий, разноплановый. Но в последнее время ансамбль серьёзно грешит этнографической неточностью и преобладанием эстрадного репертуара. Что касается аборигенных танцев Чукотки и Камчатки – самобытных, ярких, отшлифованных веками – тут споры не утихают вокруг объединения традиции и современности. Но наступает тишина, когда представлены качественная традиция и качественная современность. Как в случае с камчатской брейк-данс-группой “Банго-Банго“, возникшей в конце 90-х годов прошлого века на волне
Back to Top