Когнитивная наука как конвергентное знание. Татьяна Черниговская
Лекция профессора СПбГУ Татьяны Черниговской «Когнитивная наука как конвергентное знание» в образовательном центре «Сириус». Лекция посвящена междисциплинарному направлению в науке – когнитивным исследованиям.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ В ЛЕКЦИИ:
• Что такое когнитивистика?
• Как изучать восприятие?
• Какое место она занимает в ряду других наук?
• Почему когнитивные исследования имеют большие перспективы и возможности в наше время?
На эти и другие вопросы были даны ответы в рамках лекции.
«Когнитивная наука как конвергентное знание». Татьяна Черниговская.
ТАЙМИНГ:
00:00 Введение в когнитивную науку
• Лекция начинается с упоминания о том, что когнитивная наука является гуманитарной дисциплиной, хотя и использует методы и подходы из других областей.
• Упоминается физик Эрвин Шредингер, который в 1944 году написал книгу “Что такое жизнь?“, в которой он обсуждает проблемы мультидисциплинарности и сложности современной науки.
05:23 Мультидисциплинарность и искусственный интеллект
• В лекции подчеркивается важность мультидисциплинарности в когнитивной науке, особенно в контексте искусственного интеллекта.
11:03 Лингвистика и философия
• Лингвистика является важной частью когнитивной науки, так как человеческий язык обладает уникальными чертами, которые отсутствуют в других коммуникационных системах.
12:06 Эволюция и человеческий мозг
• Обсуждается важность крупных философов в научных исследованиях, их способность правильно думать и анализировать сложные вопросы.
• Упоминается эволюция жизни на Земле, где все усилия живых организмов были направлены на образование сложного мозга.
17:57 Генетика и происхождение языка
• Обсуждается открытие нового вида человека - денисовского человека, у которого есть вариант гена, указывающий на возможность наличия человеческого языка.
• Упоминается, что лингвисты и генетики работают вместе, чтобы определить возраст возникновения человеческого языка.
23:45 Эволюция и скорость развития организма
25:23 Происхождение человека
27:17 Генетические различия между человеком и шимпанзе
• Обсуждается разница в 118 генах между человеком и шимпанзе, что указывает на то, что мы знаем о нашем происхождении еще недостаточно.
• Упоминается “когнитивное событие“, которое произошло около 75 000 лет назад, что ускорило развитие человека.
30:09 Культурная эволюция и ген FOXP2
• Обсуждается культурная эволюция и роль гена FOXP2 в развитии языка и речи.
• Упоминается, что ген FOXP2 есть у многих животных, но у человека он имеет другую форму.
• Упоминается девочка из денисовской пещеры, у которой ген FOXP2 имеет человеческую форму, что указывает на возможность того, что они могли говорить.
32:21 Изучение языков и генов
• Ученые провели эксперимент, вставив человеческий ген фокс пи два в мышей вместо их фокс пи два.
• В результате мыши стали говорить человеческим голосом и стали болтать без умолку.
34:13 Лингвистика и сложность человеческого языка
• Лингвистика считается самой сложной наукой из-за того, что человеческий язык не является статичным и однозначным.
• Язык зависит от контекста, мировоззрения, времени и других факторов.
36:29 Язык для мышления и коммуникации
• Человеческий язык используется для мышления, а не только для коммуникации.
• Язык многозначен и зависит от контекста, а также от договоренностей между людьми.
40:25 Структура языка и его сложность
• Язык состоит из фонем, которые по определенным правилам входят в морфемы, морфемы - в слова, слова - в фразы, фразы - в тексты.
• Язык - это сложная система, которая требует изучения и понимания.
41:23 Языковые способности и мозг
• Мозг выполняет сложную задачу по расшифровке кода языка, на котором человек родился.
47:03 Нейронные сети и когнитивные алгоритмы
• Мозг представляет собой сложную нейронную сеть, которая обрабатывает информацию и принимает решения.
• Знания и мозг влияют на структуру и организацию общества, медицину, образование и коммуникацию.
52:52 Подготовка интеллектуальных и социальных элит
• Важно готовить интеллектуальные и социальные элиты, которые соответствуют уровню развития цивилизации.
• Обсуждается проблема психических болезней и их влияние на управление миром.
54:42 Образование и мозг
• Образование становится все более дорогим, но оно необходимо для выживания в современном мире.
• Обучение улучшает качество нейронной сети мозга, увеличивая плотность и качество связей.
59:15 Сознание и роботы
• Роботы с более сильным интеллектом могут появиться в будущем, но вопрос о том, что такое интеллект, остается открытым.
• Если роботы будут обладать сознанием, это может привести к конфликтам между людьми и машинами.
01:01:51 Эволюция и изменения в обществе
• Люди меняются с течением времени, и их мировоззрение и характер могут сильно отличаться от тех, кто жил в прошлом.
• Важно понимать, что каждый человек уникален и имеет свой собственный опыт и знания.
1 view
253
52
3 weeks ago 01:01:38 1
Дискуссия на ПМЭФ-2024 с участием Татьяны Черниговской
3 weeks ago 00:09:01 2
Мозг и его функции. Татьяна Черниговская
4 weeks ago 00:35:00 1
Вы не Поверите, Что Эти Жесты Рукой Делают с Вашим Мозгом - Мост к секретному коду. Часть 2
4 weeks ago 00:19:38 1
Природное оздоровление организма.| Виктор Максименков-НАН
4 weeks ago 00:03:26 1
Ребёнок не говорит в 3 года. Татьяна Черниговская
4 weeks ago 01:32:10 1
Что нам передается от Отца, а что от Матери: увлекательная генетика с Константином Севериновым
4 weeks ago 01:23:47 1
Нейробиолог: Как не отупеть к 50 годам. Связь слабоумия и привычек | Владимир Алипов
4 weeks ago 00:00:42 1
Лень и работа мозга. Татьяна Черниговская
4 weeks ago 00:31:49 1
Здоровье мозга — здоровье человека. Татьяна Черниговская
4 weeks ago 00:50:42 1
ТАТЬЯНА ЧЕРНИГОВСКАЯ. ОПАСНЫЕ НЕЙРОСЕТИ.
4 weeks ago 01:54:44 4
“КАК Я БРОСИЛА ПИТЬ“ или “КПТ - фишки в работе с зависимостями“ с Анной Яковлевой от
4 weeks ago 00:55:51 1
Мелоди де Ягер: Гравитация, мозг, обучение
4 weeks ago 00:00:52 1
Мы смотрим глазами, но видим мозгом. Татьяна Черниговская
4 weeks ago 01:56:23 1
НЕЙРОБИОЛОГ Константин Анохин: Как устроен разум и сознание?
4 weeks ago 01:24:37 1
Новая лекция Татьяны Черниговской Музыка и мозг
4 weeks ago 00:00:58 1
Что значит умный человек? Татьяна Черниговская #Shorts
4 weeks ago 00:12:04 1
ВСЕГО 1 ШАГ К УЛУЧШЕНИЮ ПАМЯТИ! Улучшить память в 100 раз без лекарств. Продукт № 1 для памяти.
4 weeks ago 01:46:08 1
ЛЮДИ ТУПЕЮТ! Причина - не алкоголь или никотин. Вячеслав Дубынин.
4 weeks ago 00:59:56 1
Как отличаются и чем похожи мужской и женский мозг / Татьяна Черниговская // Нам надо поговорить
4 weeks ago 00:34:05 1
Мозг и когнитивные функции. Татьяна Черниговская и Александр Каплан
4 weeks ago 00:26:48 1
Чем реже мы проявляем силу воли, тем больше шансы добиться своих целей
4 weeks ago 00:23:01 1
Как формируется мозг и мышление ребенка? Татьяна Черниговская
4 weeks ago 00:22:01 1
Как мы вредим себе, предпочитая выбирать натуральное
1 month ago 00:00:32 1
Как учить детей всему 😮? #татьяначерниговская #черниговская #shorts