И. Стравинский «Весна священная» – Валерий Гергиев (1992)
И. Стравинский «Весна священная»
Исполняет: оркестр Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев.
Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1992.
---
Ни для кого не секрет, что премьера балета «Весна священная» в мае 1913 года в театре Елисейских полей обернулась невообразимо жутким скандалом.
В тот вечер, 29 мая, расслабленные и романтично настроенные зрители, вдохновленные в первом отделении изысканной воздушной красотой сильфид и трепетной, бесконечно лиричной музыкой Шопена, и не подозревали, что ждет их после антракта.
«Варварская», как её окрестили потом критики, музыка Стравинского и угловатая, резкая, тяжеловесная новаторская хореография Нижинского в странном бессюжетном балете явились, по мнению публики, актом неслыханной дерзости и откровенной издевкой над их нежными чувствами.
Уже сразу после вступления в зале послышались возмущенный ропот и смех. А далее публика разошлась поистине не на шутку. Зрители свистели, кричали, топали ногами, а несогласные с ними резко возражали. Дело дошло даже до драки: одна дама влепила пощечину крикуну из соседней ложи, а он вызвал её спутника на дуэль. Мать Нижинского, сидевшая в первом ряду, на время потеряла сознание. А сам Нижинский в это время за кулисами пытался удержать испугавшихся артистов, которые пытались покинуть театр. Дягилев, чтобы утихомирить разбушевавшуюся публику, несколько раз выключал свет и призывал зрителей дать возможность артистам закончить спектакль, но публика продолжала неистовствовать.
Стравинский вспоминал:
«Я воздержусь от описания скандала, который «Весна священная» вызвала. О нем слишком много говорили. Я не имел возможности судить об исполнении во время спектакля, так как покинул зал после первых же тактов вступления, которые сразу вызвали смех и издевательства. Выкрики, сначала единичные, слились потом в общий гул. Несогласные с ними протестовали, и очень скоро шум стал таким, что нельзя было уже ничего разобрать. Я должен был держать Нижинского за платье; он был до того взбешен, что готов был ринуться на сцену и устроить скандал...»
В общем, шум в зале в тот вечер стоял неописуемый. И все же дирижер продолжил спектакль. В коротком антракте полиция вывела из зала особо буйных. А артисты мужественно дотанцевали балет до конца, но на поклоны выйти все же не рискнули. После антракта публике показали балет «Призрак розы» на романтичную музыку Вебера. И все успокоились. 😉
Ну что тут сказать? – Великая сила искусства, которая способна управлять стихией человеческих чувств и вызывать в нас то бурю восторга, то шквал негодования, то заставлять нас умильно вздыхать, то тут же неистово бунтовать. И да, Стравинский и Нижинский – гении, которые, как это часто и бывает с гениями, значительно опередили свое время.
Но давайте все же остановимся на музыке. Ведь именно музыка в тот вечер особенно «оскорбила» почтенную публику.
Да, эта удивительная яркость контрастных красок и радикальность музыкального языка с нарочитой дисгармонией звучания, гипнотическим, всеподчиняющим ритмом и поразительной стихийной мощью фольклорной архаики, усиленные многостилевой полифонией произвели поистине эффект разорвавшейся бомбы.
Один из критиков тогда написал: «Композитор создал партитуру, до которой мы дорастем только в 1940 году». И как же он был прав! Хотя, прошло уже более 100 лет, но эта музыка продолжает оставаться актуальной, поражать воображение и волновать сердца, иными словами, вводить в состояние культурного шока.
Доросли ли мы?.. – Давайте послушаем эту гениальную музыку в блистательном исполнении оркестра Мариинского театра и попробуем ответить сами себе на этот вопрос.
Это запись 1992 года и, пожалуй, это одно из лучших исполнений «Весны священной». Цельность формы и сбалансированность звучания, а также глубинное знание дирижером музыкального текста и понимание контекста создают здесь поистине священное таинство, когда перед глазами во всей красе предстают картины языческой Руси со всеми её живыми природными страстями, упоительными народными напевами и самобытными верованиями, а сами музыканты не скрывают своего желания играть так, чтобы все знали, что для них эта музыка особенная и очень важная.
Слушая это исполнение понимаешь, что Стравинский не опередил свое время, он просто вышел за его пределы...
---
И. Усольцева
---
Аполлинариум. Жизнь коротка, искусство вечно.
#аполлинариум
1 view
218
33
5 months ago 00:37:05 1
И. Стравинский «Весна священная» – Валерий Гергиев (1992)
5 months ago 00:00:00 1
2024 (4) «МУЗЫКА РОССИИ» XXI фест современной музыки для русского нац. оркестра / Orchestra Fest (4)
5 months ago 00:03:24 1
В Марий Эл готовят представить балет «Весна священная» Игоря Стравинского
5 months ago 00:00:43 1
Lil Globglogabgalab
5 months ago 01:00:56 1
Carl Orff - Carmina Burana | Cristian Măcelaru | WDR Sinfonieorchester | WDR Rundfunkchor
5 months ago 00:02:12 1
Сцена с отсутствием Прохора Петровича в костюме. Мастер и Маргарита (2005)
5 months ago 00:00:40 2
Анонс Фортепианного вечера Ильи Чирскова и Олега Вайнштейна на V1Battle ||
5 months ago 00:05:09 1
Сон Понтия Пилата. Мастер и Маргарита (2005)
5 months ago 00:09:18 1
КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX В. РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КУЛЬТУРЫ В РОССИИ. Русская История
5 months ago 00:03:21 1
Тараканы! — Я смотрю на них. 10 лет спустя (С хором)
5 months ago 00:09:19 1
Женская Сила. Фантазия 2000.
5 months ago 01:21:44 1
Emil Gilels in Recital {Moscow - 1962} !!!
5 months ago 00:29:47 1
Стравинский, Весна священная, Балет
5 months ago 00:03:10 1
Иван Бездомный рассказывает профессору про Воланда. Мастер и Маргарита (2005)
5 months ago 00:09:36 1
Жар-птица. Мультфильм (1984)
5 months ago 00:53:39 1
Sergei Polunin: SACRÉ Full Performance Q&A and TMTC (TIFF Festival Romania, Bánffy Castle) July 2021
5 months ago 01:52:47 3
«Весь Стравинский» #3. Автор и ведущий — Ярослав Тимофеев || “Complete Stravinsky“
5 months ago 00:04:59 6
Дядя Берлиоза встречается с командой Воланда (7 серия: 1 - 11 ). Мастер и Маргарита (2005)
5 months ago 00:01:06 10
Дядя Берлиоза получает телеграмму от Воланда. Мастер и Маргарита (2005)
6 months ago 00:00:00 1
LIVE: Musica sacra nova. От модерна к первому авангарду || Musica sacra nova
6 months ago 00:05:03 1
Фрагмент из балета «Весна священная». Юлия Махалина и Александра Иосифиди
6 months ago 00:03:12 6
И.Ф.Стравинский Девичья песня из оперы “Мавра“ Исп.Марина Пиняева
6 months ago 00:11:47 1
Игорь Стравинский “Движения“. Святослав Рихтер и Тульский камерный оркестр “Ричеркар“ (1985)