Фильм «Мать» относится к тем немногим безоговорочным шедеврам, появление которых ознаменовало новый поворот в истории кино. Кинокартина была первой большой работой Всеволода Пудовкина как режиссера-постановщика. Здесь он применил художественные принципы, которые затем составят фундамент его кинотеории. В основу сценария лег текст одноименного романа Максима Горького. Сценарий был написан Натаном Зархи, одним из ведущих драматургов отечественного кино тех лет.
«Зритель кинематографа, – писал Пудовкин, – идеальный, острейший наблюдатель. И таким наблюдателем делает его режиссер» . Именно режиссер определяет, из каких элементов сложится в сознании зрителя художественный образ. Поэтому и сценарий, особенно по литературному произведению, должен обладать специфическим строением, чтобы дать режиссеру возможность внести важные средства выразительности кино (камера, свет, монтаж и др.). Роман Горького в ходе постановки был серьезно переработан и «был использован только как тема с очень грубой последовательностью событий» . Центральной темой фильма становится мать (Вера Барановская). Ее духовной эволюции режиссер уделяет основное экранное время. В то же время образ отца Михаила Власова (Александр Чистяков), в отличие от романа, разработан более подробно. Особое внимание создатели уделяют конфликту отца и сына, которые оказываются по разные стороны баррикад. Если в романе Горького Михаил Власов умирает от грыжи, то в фильме – преследуя забастовщиков, оставшись до конца слепым орудием в руках фабрикантов. Его выбор становится исходной точкой для духовного развития Павла (Николай Баталов).
Иначе, нежели в романе, разработана кульминация и финал. У Горького Павла приговаривают к поселению. Мать продолжает агитационную работу и погибает при аресте. «Для нас, – писал Пудовкин, – задачу – «мать становится на место сына и умирает» – пришлось развернуть иным путем, так, чтобы собрать вокруг темы сильные зрительные кинематографические образы» . Поэтому изменяется последовательность событий и место гибели героини. Кульминация и финал фильма связываются с эпизодами демонстрации и ее разгона. Павел убит в толпе, и мать, взяв из его рук знамя, встает на пути конных казаков.
Подобная структура фильма, во многом близкая пафосной или патетической композиции Сергея Эйзенштейна, неразрывно связана с особым отношением Пудовкина к киноактеру и выразительным средствам кино. Для него принципиальна разница между актером театра и кино. У театрального исполнителя есть возможность психологически последовательно развивать образ своего героя. «Кинематографический актер в своей работе лишен ощущения непрерывного развития действия. Непосредственной, органической связи между последовательными кусками его работы, в результате которой создается определенный образ, у него нет» . Психологический рисунок роли создается режиссером за монтажным столом и благодаря применению выразительных возможностей камеры, света и т.д.
Этот программный тезис режиссера получил зримое воплощение в фильме «Мать». В известной сцене с «ходиками» героиня пытается собрать рассыпавшиеся по полу фрагменты часов, разбитых пьяным супругом. Пудовкин применяет разноракурсную съемку: актриса Барановская в этой сцене снимается с верхней точки: «…Усталость ее подчеркивается съемкой сверху, так, что она как бы придавлена к земле этой усталостью» , – пишет режиссер. Специальную художественную задачу – передать зрителю ощущение полного бесправия матери – выполняет в этой сцене свет. Когда Власов пытается снять часы, «освещенный снизу, он дает огромную тень, и этим достигается нужное» .
Фильм «Мать» вошел в историю мирового культуры как один из ярких примеров синтетической природы молодого искусства кино. Острота психологического рисунка роли, емкость художественного образа и сила его воздействия на аудиторию возникают из органического соединения литературной основы, актерского мастерства и выразительных средств кино.
1 view
210
52
6 days ago 00:59:10 5
Медицинский контроль в ДОО: нормы, требования, документация
6 days ago 00:00:23 12
️Студенты из Херсонской области приняли участие в футбольном турнире в Москве
6 days ago 00:00:59 1
ОНЛАЙН ЗАНЯТИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
6 days ago 01:22:20 2
[Лекционная аудитория 3 / Лекционная аудитория 23] 8:00 Пропедевтика стоматологических заболеваний
6 days ago 00:44:55 5
Эвглена зелёная. Класс жгутиковые (жгутикоконсцы). Лекция и разбор заданий ЕГЭ по теме жгутиковые.
6 days ago 00:41:37 55
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКЛОНЕНИЯ У ВАХХАБИТОВ (8 лекция)
6 days ago 01:15:31 1.2K
Как сделать из свой команды слаженный оркестр. Разговор с Сергеем Бурлакой
6 days ago 00:14:17 6
[Instrumentation and Control] Теория автоматического управления. Лекция 8. Основы устойчивости
6 days ago 00:06:07 97
занятия с Дефектологом
6 days ago 00:47:14 6
Лекция 8: Генеративные модели. Межфакультетский курс для всех студентов МГУ
6 days ago 07:31:06 35
Чт. ().
6 days ago 01:01:08 86
Производство, распределение и перераспределение материальных благ. Галко В. И.
6 days ago 01:33:29 1
Хирьянов Т.Ф. - Основы программирования и анализа данных на Python- 8. NumPy и введение в статистику
6 days ago 02:32:38 1
Толченников А.А. - Спектральная теория операторов - 8. Спектральная теорема
7 days ago 05:31:48 13
[galkovsky] Стрим #62 “Вам береста“
7 days ago 01:06:09 257
7 семестр. 8 лекция. синуситы
7 days ago 01:20:40 2
Нектар преданности, 14 занятие
7 days ago 00:00:59 6
299 это за весь марафон или одно занятие?
7 days ago 00:03:22 38
Занятия по программе «Охрана труда при работе на высоте»
7 days ago 00:10:03 20
Химия 8 класс. Чистые вещества и однородные смеси. Химия с Суворовой.
7 days ago 01:06:11 351
1С:Лекторий. . Поддержка изменений законодательства с 2025 года в 1С:ЗУП 8, ред. 3
7 days ago 01:18:15 6
[s1 | 2024] Линейная алгебра, Р. А. Попков, лекция 27
7 days ago 00:24:54 103
Почему ваши ХОЛОДНЫЕ звонки не приносят результатов и как это исправить? Разбор звонков клиентам!
7 days ago 01:12:57 3
[s1 | 2024] Линейная алгебра, Р. А. Попков, лекция 26