Смерть Бога в богословии | Вячеслав Рубский

Смерть Бога в философии: Положительное прочтение Евангелия: Открытый телеграмм-канал Рубского: Закрытый телеграмм-канал Рубского: Y1ApOXXtDeg0ZDBi Патреон Вячеслава Рубского: С территории России подписка на Патреон невозможна. Но содержание Патреона дублируется на Закрытом телеграмм-канале. Эберхард Юнгель (†2021) «Смерть Иисуса вынуждает нас воздерживаться в учении о Боге от всякого метафизического представления до тех пор, пока не будут по новому осознаны традиционные метафизические понятия и не будет преодолено метафизическое сознание» Х.Яннарас (87лет) «Философия Гегеля возвещает «смерть Бога» – Бога объективных достоверностей схоластического интеллектуализма. Но в то же время она удостоверяет, что в природе Бога – умирать и восставать, обретать самосознание, становясь плотью, то есть природой и миром» [Хайдеггер и Ареопагит, или об отсутствии и непознаваемости Бога] Наше отношение к Богу как высшему не есть религиозное отношение. Это страх, почтение, ощущение зависимости. Воскресение для теологии смерти Бога связано с Вознесением. Оно перечёркивает реальность воплощения и уникальность христианства. Пирамида метафизики и возвела Иисуса в высшую ценность. При попытке снять метафизику снимается весь Христос, даже слабый. БЕЗРЕЛИГИОЗНОЕ ХРИСТИАНСТВО Д.Бонхёффера. Миссионерские предпосылки против секуляризации: нам останется довольствоваться в религии лишь несколькими «последними рыцарями» или кучкой интеллектуальных лжецов. Можно ли считать их немногими избранниками? Должны ли мы со всем пылом, раздражением или возмущением бросаться именно на эту сомнительную группку людей, чтобы сбыть им наш товар? Должны ли мы накидываться на кучку несчастных в минуту их слабости и, так сказать, «религиозно» насиловать их? подлинное христианство требует преодоления разрыва между божественным, трансцендентным и земным, человеческим. Фигура Христа как богочеловека, по его мнению, воплощает в себе единство этих двух миров. Сакральное=секулярное: «Стремясь существовать «по-христиански», без того, чтобы существовать «по-мирски», или стремясь существовать мирским образом, не замечая и не познавая мир во Христе, мы искажаем откровение Бога в Иисусе Христе. Не существует никаких двух пространств, есть только одно пространство Христовой действительности, в которой действительности Бога и мира соединены друг с другом» (из «Этики»). Письмо к Э. Бетге. : «если человек, даже обнимая свою жену, обязан ещё устремляться душой на небеса, то это, мягко говоря, безвкусица и уж, во всяком случае, не то, чего хочет Бог. Бога нужно находить и любить именно в том, что Он нам даёт; если Бог посылает тебе большое земное счастье, то не будь благочестивее самого Бога и не давай высокомерным и дерзким мыслям, безудержной религиозной фантазии, которая никак не может довольствоваться тем, что Бог даёт, разъедать твоё счастье». 17.Письмо к Э. Бетге. : «абсолютно ясно, что мы не имеем права использовать Бога как аварийный выход для нашего несовершенного познания; если в таком случае (что вытекает с объективной необходимостью) границы познания постоянно раздвигаются, то вместе с ними так же постоянно оттесняется и Бог, Который, так сказать, пребывает всё время в отступлении. Наша задача – найти Бога в том, что мы познаём, а не в том, что мы не познаём; Бог хочет быть постигнутым нами не в нерешённых вопросах, а в решённых. Бог не является аварийным выходом из затруднительных положений; Бог должен познаваться не на пределах наших возможностей, а в гуще жизни». Письмо к Э. Бетге. : «Так наше совершеннолетие ведёт нас к подлинному познанию нашей ситуации перед Богом. Бог дает нам понять, что мы должны жить, справляясь с жизнью без Бога. Бог, который с нами, есть Бог, который хочет, чтобы мы жили без рабочей гипотезы о Боге, есть Бог, перед которым мы постоянно пребываем. Перед Богом и с Богом мы живём без Бога. Бог дозволяет вытеснить себя из мира на крест. Бог бессилен и слаб в мире, но именно в этом и только через это Он с нами и помогает нам». Этика: «Закон уже находится не вне человека, но внутри нового человека... При этом нравственность становится автономной, т.е. по-настоящему духовной. Таким образом, духовный, т.е. истинно нравственный человек становится свободным от закона и живёт исходя из самого себя, из Духа, который в нём... Новому человеку не нужен декалог, он мог бы создать новый декалог сам из себя, и он был бы более ясным, чем декалог Моисея». «Лишь через призыв Бога я становлюсь “Я“, изолированным от всех других, привлечённым Богом к ответственности, осознающим пред лицом вечности лишь одного себя. И благодаря тому, что в этом одиночестве я смотрю Богу в глаза, я могу (но лишь исключительно для самого себя) познать, что есть добро, и что зло».
В начало