Чтение - это только верхушка айсберга.

Чтение - это только верхушечка айсберга. Мы имеем дело с системными сложностями в верхних слоях мышления. В психологии есть такой термин “понятийное мышление“. Это мышление наиболее логичное, наиболее эффективное, которое как раз позволяет выявлять самые сущностные связи, отношения и предсказывать, как работает мир, опираясь на какие-то главные его признаки. А этот вид мышления формируется не сам собою. То есть недостаточно дорасти просто до какого-то возраста, и оно всё само произойдёт Верхние сложные формы мышления и самые важные для развития культуры, цивилизации, они формируются целенаправленно, им надо учить. И учить достаточно долго и сложно. Мы, скорее всего, имеем дело с тем, что верхние формы мышления, понятийные, они сильно проседают. И у людей в принципе нет навыка работы со сложной, с объёмной информацией, в которой надо разбираться самостоятельно. Чтение - один из базовых когнитивных навыков современного человека, без полноценного владения которым невозможно ни получения образования, ни выполнение многих профессиональных задач, ни повседневная коммуникация. Принято считать, что если у взрослого человека нет диагностированных сложностей в овладении чтением (например, дислексии), то само собой разумеется, что он умеет читать и хорошо понимать прочитанное. Однако последние исследования в области когнитивной психологии и психолингвистики показывают, что это совсем не так: согласно научным данным, современные молодые взрослые часто испытывают серьезные затруднения при понимании смысла прочитанного даже при наличии формально высокого интеллекта. Полное видео:
Back to Top