Под знаком Достоевского: 3. “Мы все глядим в Наполеоны“ («Преступление и наказание»)
Финал цикла посвящён первому роману “великого пятикнижия“, о котором Розанов писал: “самое [...] глубокое по содержанию произведение Достоевского“ (). Г.Померанц: «самой важной для всего строя романа является проблема ценности идей» (). Важнейшая тема романа, связанная с идеей Раскольникова о делении людей, начала формироваться у автора только в 1863 г. в Италии, где спустя 20 лет родился Муссолини. В доктрину фашизма вошёл пёстрый ряд идей, которыми этот законченный прагматик свободно жонглировал (антидемократизм Сореля и одобрение войны псевдоницшеанцем Д’Аннунцио с его шовинизмом “латинской расы“) О Ницше статья Муссолини «Философия силы» (1908): Он пронёс идею сверхчеловека через всю жизнь (эту идею нацисты исказили: Ницше сорился с сестрой-антисемиткой, считал что германская нация сильна польским элементом; французские антисемиты называли еврейских и левых интеллектуалов, защищавших Дрейфуса, “ницшеанцами“; первый президент Израиля высоко ценил Ницше, которого любили многие сионисты)
А.Найман вспоминал о встрече Ахматовой с американским профессором, встретившимся с ней с целью узнать, «что такое русский дух». Та «вежливо, но довольно демонстративно перевела разговор на другую тему. Профессор настаивал на своей. “Мы не знаем, что такое русский дух“, — произнесла Ахматова сердито. “А вот Федор Достоевский знал!“ — решился американец на крайний шаг. Он ещё кончал фразу, а она уже говорила: “Достоевский знал много, но не всё. Он, например, думал, что если убьешь человека, то станешь Раскольниковым. А мы сейчас знаем, что можно убить пять — десять, сто человек — и вечером пойти в театр“». В этом видела Ахматова истинную трагедию времени, в котором идейное убийство стало не страшным событием, ведущим к переосмыслению всех ценностей, а нормой жизни.
Ахматову в Достоевском во многом привлекало то, что события и герои его романов были очень далеки от «плоской» реальности».
«Этого никогда не было», — вот истинное произведение, не просто отражающее реальность, но выходящее за ее рамки, обращенное в будущее. Всё другое, как утверждала Ахматова, — публицистика».
„Страну знобит, а омский каторжанин
Всё понял и на всём поставил крест.
Вот он сейчас перемешает всё
И сам над первозданным беспорядком,
Как некий дух взнесется. Полночь бьёт“
(из стихотворения «Предыстория», 1945)
То, что творилось в 20 в. напоминает последний сон Раскольникова — идея обладания истиной заражала людей: ксенофобия (антисемитизм, расизм), фашизм (40 партий в более, чем 20 странах, а после 55 млн жертв мировой войны в более, чем 15 странах); изводы ленинизма — маоизм (40-80 млн жертв голода и казней ), сталинизм (в том числе П.Пот, который считал себя учеником Сталина), чучхе (КНДР).
Порфирий Петрович: «Ещё хорошо, что вы старушонку только убили. А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, ещё и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!»
В 1966 17-летняя девушка «призвала беспощадно атаковать учителей, отказывающихся принимать революционные идеи Мао и мечтающих о реставрации буржуазного порядка. Призыв вдохновил ее друзей из школьного отряда хунвейбинов, они поймали директора школы, несколько часов публично издевались над ней, а к вечеру забили палками насмерть.
[...] К 50-летию культурной революции она собрала свой отряд хунвейбинов, и они возложили цветы к памятнику директора, забитой ими» (). За месяц только в Пекине хунвейбины убили более 1500 (по всей стране 5-10 млн). 40-90 млн 13-20-летних фанатиков терроризировали 100 млн интеллигентов!
Достоевский родился в год смерти Наполеона. Тюлар: «Если нужно охарактеризовать гений Наполеона одним словом, то это — „пропаганда“». Следователь, переиначивая мысль из “Евгения Онегина“, сказал Раскольникову: «...кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» Тот признался Соне: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил».
Раскольников: «...не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! [...] И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее!»
Символист В.Иванов писал, что Достоевский открыл “сверхчеловеков, вроде Раскольникова и Кириллова, представителей идеалистического индивидуализма, центральных солнц вселенной на чердаках и задних дворах Петербурга, личностей-полюсов, вокруг которых движется не только весь отрицающий их строй жизни, но и весь отрицаемый ими мир...“ ,