Наедине с искусством. Художники: Герта Неменова

Многие годы Герта Неменова занималась театральными и цирковыми зарисовками, своего рода пластическим репортажем, рисуя из зала, а чаще за кулисами, в артистической уборной — в короткие минуты антракта, до или после представления. Много работ она подарила первому в мире Музею циркового искусства, их перечень в конце сюжета. “Неменова принадлежит к тем художникам, которых можно в равной степени отнести как к радикалам русского авангарда, так и к послевоенному альтернативному искусству. Культовая фигура ленинградской богемы, она успела побыть членом группы живописцев «КРУГ»(1927-32), пожить в Париже, где под надзором своих «опекунов» — М.Ларионова и Н.Гончаровой — обучалась в мастерской Ф.Леже, принять участие в становлении ленинградской школы эстампа 30-х, а также стать незаурядным летописцем художественной и театральной жизни Ленинграда и Москвы 60-70-х“ () В 1941 эвакуировалась из блокадного Ленинграда в Казань. Работала художником-оформителем в Казанском драматическом театре. Оформила спектакли по пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ» и совместно с А. А. Осмёркиным исполнила эскизы костюмов к спектаклю «Горячее сердце» по комедии А.Островского. После войны Неменова не выставляла свои картины, показывая их только своим друзьям. В 1961 участвовала в выставке в Grosvenor Gallery в Лондоне. В 1972—79 сделала ряд литографий (неизданных) к роману «Мастер и Маргарита». В 70-е поддерживала отношения с художниками и поэтами, принадлежавшими ленинградской альтернативной культуре. Среди них были А.Хвостенко, Л.Богданов, В.Эрль, Е.Михнов-Войтенко, В.Кривулин, К.Кузьминский, Р.Гудзенко, Л.Каценельсон. Произведения Неменовой хранятся в собраниях МОМА (Музей Современного искусства в Нью-Йорке), Русского музея, Третьяковской галереи, в Музее Ахматовой в Фонтанном Доме, в других государственных и в частных коллекциях в Англии, Франции, Германии и США.
Back to Top