ДДТ. Старинная солдатская песня (автор Булат Окуджава, 1973)
Авторское исполнение:
Окуджаву и Высоцкого сближают «поэтические образы родины, матери, земли, природы — как исконные начала народной жизни, извечно противостоящие идеям и практике разрушения, зла и насилия, связанным с войной» ()
___
Окуджава: «Авторская песня — это прежде всего настоящие стихи под аккомпанемент. Людей, причастных к этому жанру, таких как Высоцкий, Юрий Ким, я могу отметить. Всех, поющих под гитару, я люблю, но это ничего не говорит о качестве. Скорее о моем хорошем отношении к ним. Поэзия — вещь суровая. Есть небольшой отряд людей, которые продолжают серьезно работать в поэтической области, не приспосабливаясь к вкусам массовой публики. Те, кто приспособились, ушли в эстраду».
«Я был очень “красный“ мальчик. Я твердо верил, что коммунизм — это прекрасно, капитализм — это отвратительно. Что в Германии во главе стоит бесноватый фюрер, а у нас — гениальный вождь. Что свастика — это плохо, а серп и молот — это хорошо. Что гестапо — это отвратительно, а НКВД — это хорошо. Потом арестовали моего отца и мать, но я не поколебался. Я думал, что с моим отцом и матерью ошибка произошла, а всех остальных надо было арестовать» (из выступления в немецком Марбурге, 7 мая 1997 года).
“Научное осмысление творчества Окуджавы началось относительно недавно: в 1986 Вл.И.Новиков констатировал, что «поэтика Окуджавы — увлекательнейший предмет» для филолога, и призвал внести «некоторую долю научной дисциплинированности» в эмоциональные монологи лит.критиков.
[...]
В университетах Европы, США, Канады традиция диссертационных исследований творчества Окуджавы сложилась даже раньше, чем на родине писателя.
[...] Окуджава, по справедливому замечанию В.Новикова, был единственным среди современников, кто объединял в своём лице три важнейших явления: это творчество военного поколения, «оттепельный» неомодернизм и бардовская поэзия.
[...] Признание Окуджавы в качестве «исторического деятеля» особого рода направляет внимание исследователей, мемуаристов и публицистов на два поворотных момента в общей судьбе художника и его читателей: это начало и конец «оттепели». Обозначив логику интерпретации той роли, которую сыграл Окуджава при переходе от краткой «оттепели» к двадцатилетнему «застою», мы сможем сформулировать проблему, ожидающую решения.
Со 2й половины 50-х Окуджава стал самым наглядным олицетворением «возвращения лирики» (после многих лет идеологической регламентации, подрывавшей сами основы лирического творчества). Лирика возродилась «под звуки гитары Окуджавы с непредвиденно сильным резонансом» : «Окуджава разорвал великое безмолвие, в котором маялись наши души»; публика «открыла для себя не только новые слова - она почувствовала, что живёт, страдает, любит и надеется»22. По убеждению Г.А.Белой, участь неофициального общественного лидера выпала Окуджаве «не потому, что его породила “оттепель“: наоборот - он в значительной мере её подготовил, а потом помог пережить её обвал»“ ()