Исповедь - к-ф «Монах и бес»

Необычный фильм: то ли сказка для взрослых, то ли быль, то ли житие святого на современный лад… С самого начала, когда у монастырских ворот появляется герой потрясающего Тимофея Трибунцева — маленький, юркий, востроглазый человечек, на котором то тут, то там вспыхивают язычки пламени, ты понимаешь, что на твоих глазах начинает разворачиваться какая-то неординарная история, и этот человечек «задаст жару» и нарушит спокойную и размеренную жизнь, затерянного в лесах монастыря. Он сыплет шутками прибаутками — не поймёшь: говорит всерьёз или шутит, издевается над глуповатым настоятелем или, на самом деле, так простодушен… До определённого момента события развиваются по пути иронично-исторической полусказки-полубыли, и ты ждёшь, что же ещё такое сотворит этот Иван Семёнов сын, испытывающий терпение настоятеля (замечательный Борис Каморзин). Но потом, как чёрт из табакерки (хотя и не из табакерки), появляется второй главный герой — Легион (сильная работа Георгия Фетисова) и, казалось бы, выстроенный сюжет ломается на глазах. Лично у меня в момент материализации Легиона было такое ощущение, как если бы прямо во время спектакля один из актёров вдруг вышел бы из образа и сказал: «Ну что, подурачились и хватит». Жанр фильма стал меняться, многое из того, что было непонятно прояснилось, хотя определённая условность и сказочность происходящего остались. А дальше началась уже совсем другая история, навеянная режиссёру одной из легенд из жития об Иоанне Новгородском. И если до этого создатели картины позволяли себе определённую иронию по отношению к православной церкви и её служителям, то теперь сюжет наглядно стал демонстрировать чудеса истинной веры, а в фильме появились драматические и даже трагические ноты. И, конечно, финал «Монаха и беса» в полной мере даёт понять позицию режиссёра в отношении затронутой темы. Хотелось бы отметить искромётные диалоги героев, их богатый, сочный и образный язык. Относительно сценария фильма — он иногда воспринимался несколько сумбурным, а смешение жанров происходящего казалось каким-то экспериментом над зрителем. В целом фильм мне понравился и, в первую очередь, прекрасными актёрскими работами, как исполнителей главных ролей, так и второстепенных, и эпизодических.
Back to Top