Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 9-18. (12/12/2024)
Луки 20:9-18
9
И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
10
и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
11
Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
12
И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
13
Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.
14
Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
15
И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
16
Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
17
Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
18
Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
___________________________
Притча о злых виноградарях — одна из ключевых в Евангелии. Её смысл прозрачен: это рассказ об отношениях между еврейским народом и Господом Богом, в которых ключевая роль — роль глубоко трагическая — отведена Сыну Хозяина виноградника.
Но сегодня мне хочется обратить внимание на одну сторону притчи, которая не всегда очевидна. В притче мы видим, как постепенно ухудшаются отношения между хозяином и виноградарями. Это — своего рода протяжённый по времени диалог между двумя сторонами, по результатам которого каждый делает свои определенные выводы. Если посмотреть глазами хозяина, его позиция — это постоянное повышение градуса доверия виноградарям. Невзирая на очевидные риски — ведь все три раба вернулись с явным агрессивным ответом со стороны работников виноградника — хозяин все равно отправляет к ним своего сына, рассчитывая пробудить в них совесть. Но почему — именно сына? А не вооружённый отряд солдат, например? И вот здесь мы подошли к очень важному моменту. Могу предположить, что дело в том, что нынешние озлобленные виноградари когда-то знали наследника ещё младенцем — они играли с ним, забавлялись его детской наивностью и непосредственностью — они когда-то явно любили его еще ребенком! То, что делает хозяин, отправляя своего сына — последний шаг в надежде восстановить добрые отношения: он обращается к глубоко скрытым в глубине каждого из злых виноградарей воспоминаниям о собственном детстве, о том, какими они сами были чистыми, искренними, непорочными. Это — последняя попытка не допустить страшного, беспощадного для виноградарей финала. Но, увы, мнимая перспектива завладеть виноградником оказывается сильнее слабых попыток совести остановить задуманное беззаконие...
В этой притче нам приоткрывается тактика Божественной педагогики. Когда мы ведём себя неправильно — и при этом не получаем явного Божественного воздаяния, нам легко может показаться, что Бог не заметил нашего греха, пропустил мимо. И мы снова и снова переступаем грань дозволенного, думая, что авось и в этот раз минует нас чаша Божьего гнева. А на самом-то деле Бог — со Своей стороны — снова и снова повышает градус доверия к нам: мы Его снова и снова предаём — а Он снова и снова переступает через нашу подлость и ещё выдаёт ещё больший кредит доверия! Мы присвоили себе одну сумму — а Он даёт нам ещё большую; мы и её забираем — а Он снова щедрой рукой даёт ещё больше — нам снова мало, мы и на это дерзко замахиваемся, наивно думая, что эта история никогда не закончится. Но конец неизбежно приходит: и последний «звоночек», который обязательно прозвучит — это обращение к чему-то очень личностному, глубоко потаённому в нашей душе, быть может, последнему незатопленному грехом островку священного. В притче это — память о детстве, но может быть что угодно другое: в любом случае, это определённая святыня для самого человека, о которой знает только он сам — и Господь Бог. И если нами этот «звоночек» не будет услышан — нас неизбежно постигнет та же участь, что и злых виноградарей из сегодняшней притчи.
Как же важно не терять откровенную, нелукавую связь с Господом — чтобы наши отношения с Ним не подвергать таким опасным испытаниям!...
3,246 views
48
10
1 week ago 00:15:31 1
Размышления - Слово стало плотью (1676)
1 week ago 00:49:54 1
Евангелие дня с толкованием 15 января Отче наш, 90, 120 псалмы! 2025
2 weeks ago 01:26:18 1
13 января. Понедельник. Евангелие дня 2025 с толкованием
2 weeks ago 00:08:56 1
Кроткие (Мф.5:5) - это те, которые совершенно не гневаются? Протоиерей Олег Стеняев
2 weeks ago 00:10:16 1
Избавляющий от гнева (1 Фесс. 1:10) Профессор Андрей Сергеевич Десницкий
2 weeks ago 00:04:00 1
Как научиться сдерживать гнев? Библия отвечает. Протоиерей Владимир Новицкий
2 weeks ago 00:04:20 1
Как реагировать на гнев в свой адрес? Библия отвечает. Протоиерей Феодор Бородин
2 weeks ago 00:24:45 9
ОТКУДА БЕРУТСЯ ПРОБЛЕМЫ в жизни и как с этим бороться? // профессор Осипов Алексей Ильич
2 weeks ago 00:03:46 1
Как победить гнев? Библия отвечает. Священник Павел Островский
2 weeks ago 00:23:03 1
Евангелие от Матфея. Глава 11. Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Библии. Толкование Нового Завета
2 weeks ago 00:12:20 1
Почему нельзя быть мелочным ? (Мф. 22:2-8; 13:44) Протоиерей Олег Стеняев
2 weeks ago 00:08:32 1
Как бороться с жадностью? Библия отвечает. Священник Стахий Колотвин