Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 41-56.(17/11/2024)
Луки 8:41-56
41
И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
42
потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
43
И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена,
44
подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
45
И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
46
Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
47
Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
48
Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
49
Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
50
Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
51
Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
52
Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
53
И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
54
Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
55
И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
56
И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
___________________________
Чтение, которое мы сейчас слышали, очень интересно – причем не только содержательно, но и по композиции повествования. Перед нами – три истории, которые словно вложены одна в другую. Первая – драматическая история о близком к отчаянию начальнике синагоги, перед глазами которого маячит неумолимо приближающаяся смерть единственной дочери. Что такое двенадцатилетняя дочь для отца – понять может только родитель. Это едва ли не лучший возраст – когда ребёнок уже вполне сформировался как личность и уже становится для отца настоящим другом – но при этом ещё совершенно не утратил всего обаяния детскости, чистоты и непосредственности. Потерять такую дочь – отрубить половину собственного живого сердца.
По ходу повествования в эту – ещё не законченную, а лишь обозначенную историю – вплетается рассказ о горемычной женщине, растратившей без толку свои деньги на врачей, которые не только не помогли, но и привели больную к ещё худшему состоянию. Прикосновение к краю одежды Христа её исцеляет, и, казалось бы, история окончена.
И тут – неожиданный прыжок в новое повествование. Христос останавливается, задаёт странный вопрос – кто посмел к Нему прикоснуться? – и мы слышим, как в разговор вступает апостол Петр с другими учениками. «Учитель, о чём это Ты? Мы же в толпе, мало ли кто кого может прикоснуться?» Но Христос настаивает, не отступает и объясняет: это не просто случайное прикосновение – это прикосновение веры – потому, что Он почувствовал, как из Него вышла сила. Тут снова мы возвращаемся в историю с женщиной – которая понимает, что ей не утаиться, придётся открыться и признаться в том, что она совершила ритуальное преступление ради собственного здоровья. Ведь любое прикосновение женщины, источающей кровь, с точки зрения ветхозаветного закона, делало ритуально нечистым любого. И она прекрасно это понимала – но будучи в отчаянном положении, переступает через запрет – в глубине души надеясь, что никто ничего не заметит.
Парадоксальным образом, вместо ожидаемой отповеди и ругани она слышит вдохновляющие слова: «Дерзай, дочь, вера твоя спасла тебя! Ступай с миром!»
И тут же, на фоне позитивной развязки второй истории – резкий обвал: приходят из дома, куда направляется Иисус, со страшной вестью: дочери больше нет, то, чего так все боялись, уже произошло. Не надо беспокоить Иисуса, Он здесь уже ничем не поможет. В душе отца всё уже готово окончательно рухнуть – и рухнуло бы, если не поддержка Христа: «Не бойся, только веруй – и твоя дочь будет спасена!» Если бы не только что, буквально минуту назад, невероятная развязка истории с кровоточивой женщиной, которая ни с какой точки зрения не могла быть оправдана – но при этом Иисус её оправдал и даже похвалил – едва ли было бы за что зацепиться. Но вот, она стоит перед глазами – ожидающая, что её как минимум оплюют и унизят – а уходит сияющая и просветлённая, совершенно не понимающая, как это вообще могло произойти. И отец, подошедший к самой грани отчаяния, делает самый главный шаг в своей жизни – шаг веры. Он перестаёт думать, как жить дальше без дочери. За что Бог его так наказал. Как организовать похороны. Как просто не сойти с ума от горя. Он вообще перестаёт думать – и просто отдаёт себя в руки Того, Кто сейчас идёт рядом с ним. Он не очень понимает, Что это за Человек – пророк ли, или больше,
4,359 views
15
3
2 weeks ago 00:15:31 1
Размышления - Слово стало плотью (1676)
2 weeks ago 00:49:54 1
Евангелие дня с толкованием 15 января Отче наш, 90, 120 псалмы! 2025
2 weeks ago 01:26:18 1
13 января. Понедельник. Евангелие дня 2025 с толкованием
2 weeks ago 00:08:56 1
Кроткие (Мф.5:5) - это те, которые совершенно не гневаются? Протоиерей Олег Стеняев
2 weeks ago 00:10:16 1
Избавляющий от гнева (1 Фесс. 1:10) Профессор Андрей Сергеевич Десницкий
2 weeks ago 00:04:00 1
Как научиться сдерживать гнев? Библия отвечает. Протоиерей Владимир Новицкий
2 weeks ago 00:04:20 1
Как реагировать на гнев в свой адрес? Библия отвечает. Протоиерей Феодор Бородин
2 weeks ago 00:24:45 9
ОТКУДА БЕРУТСЯ ПРОБЛЕМЫ в жизни и как с этим бороться? // профессор Осипов Алексей Ильич
2 weeks ago 00:03:46 1
Как победить гнев? Библия отвечает. Священник Павел Островский
2 weeks ago 00:23:03 1
Евангелие от Матфея. Глава 11. Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Библии. Толкование Нового Завета
3 weeks ago 00:12:20 1
Почему нельзя быть мелочным ? (Мф. 22:2-8; 13:44) Протоиерей Олег Стеняев
3 weeks ago 00:08:32 1
Как бороться с жадностью? Библия отвечает. Священник Стахий Колотвин