Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 11-21. (23/12/2024)

11 Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. 12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение. 13 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. 14 При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. 15 А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. 16 И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас. 17 Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? 18 Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? 19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. 20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. 21 И сказал им: как же не разумеете? Уже вовсю идет по земле Палестины молва о необычном проповеднике, исцеляющем недуги, изгоняющем демонов, совершающем невиданные чудеса. И здесь же, рядом – растущее недоумение еврейской религиозной знати: да кто это вообще такой? откуда Он взялся? кто за Ним стоит? Единственное, что могло бы разрешить это недоумение – чудесное, сверхъестественное подтверждение Его полномочий. И с этим вопросом фарисеи обращаются к Иисусу. Чтобы понять причину глубокого вздоха, с которым Христос отказывает в этой просьбе явить знамение, необходимо вспомнить о том множестве исцелений, которыми свидетелями только что были вопрошающие. Но такие чудеса им были неинтересны: они требовали чего-то совершенно иного, другого порядка. И именно в этом Иисус им отказывает. Странная ситуация. Сыну Божию ничего не стоило одним Своим словом рассечь воды Иордана – чтобы переходить посуху на другую сторону, или в мгновение разрушить стены города – или нечто другое из ряда вон выходящее, что именно и требовали от него фарисеи. Но почему-то Он сознательно отказывается так поступать, тем самым провоцируя еще большую неприязнь и отторжение от Него как от самозванца. Ученики, стоявшие рядом и наблюдавшие за происходившим, ничего не говорили: но из последующего следует, что в душе и они не отказались бы, чтобы их Учитель явным образом засвидетельствовал Своё Мессианское достоинство. И с какой глубокой скорбью Иисус обличает Своих учеников – да что же с вами происходит? каких еще чудес вам надобно? В жажде чуда всегда есть скрытое искушение Бога. Причем искушение не самой возможностью произвести нечто из ряда вон выходящее. Искушение Бога другим: почти принуждение Его к нарушению установленного им же трепетного уважения к человеческой свободе. В легенде Достоевского Великий Инквизитор говорит Христу: «Ты не сошел со креста, когда кричали Тебе, издеваясь и дразня Тебя: Сойди со креста и уверуем, что это Ты Сын Божий. – Ты не сошел потому, что не захотел поработить человека чудом и жаждал свободной веры, а не чудесной». Именно этого порабощения чудом и ждали от Мессии иудеи, прекрасно понимая, какой мощный инструмент управления они получили бы в свои руки! Но Христос решительным образом отвергает такой соблазн. Бог пришёл на землю вовсе не для того, чтобы ещё больше запугать и без того боязливое человечество. Его миссия – в прямо противоположном. Бог – Тот Самый, Который творит Вселенную и управляет ей ежесекундно – есть прежде всего Любовь – а не Грозная Сила. Главное откровение, которым и является вся земная жизнь Христа – в том, что Бога можно и нужно любить, Им можно жить, с Ним можно даже дружить, называть его родным Отцом – сидеть рядом за одной трапезой, и даже принимать Его в себя в Таинстве Евхаристии! Насколько трудно полюбить Бога – Невидимого, Непостижимого, Невместимого – настолько же легко полюбить Христа во плоти, Сына Божьего и Сына человеческого! Как неописуем этот восторг, с каким после Воскресения Христова Его ученики вспоминали, как они ходили, ели, пили, ощущали своими руками – как выяснилось! – Самого Бога, ставшего человеком! Бога, Который отныне и до века теперь всегда человек. И это – самое настоящее чудо! Помоги же нам, Господи, не разменивать то высокое достоинство, к которому Ты зовешь каждого из нас, на требование и ожидание от Тебя земных чудотворений!
Back to Top