Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 27-44. (16/12/2024)
Луки 20:27-44
27
Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:
28
Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.
29
Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;
30
взял ту жену второй, и тот умер бездетным;
31
взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;
32
после всех умерла и жена;
33
итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?
34
Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
35
а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
36
и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
37
А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
38
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
39
На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
40
И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:
41
ка’к говорят, что Христос есть Сын Давидов,
42
а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
43
доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
44
Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?
_____________________________
Ключевая тема сегодняшнего чтения – вера в воскресение мёртвых. Это один из острых вопросов, который проводил чёткую границу между двумя влиятельными партиями в ветхозаветном иудаизме – фарисеями и саддукеями. Вопрос, заданный Спасителю, с точки зрения саддукеев, неизбежно должен был завести ответчика в тупик и тем самым показать абсурдность веры в воскресение. Однако Христос одной фразой разрушает искусно поставленную ловушку. Безумно пытаться накладывать наши земные шаблоны на иной мир. Там – всё иначе. Это здесь, на земле – брачные отношения – неизбежный и благословенный Богом способ продолжения рода. Там – всё иначе. И не надо пытаться заглянуть в этот другой мир с инструментарием нашего, земного, материального бытия: ничего там работать не будет.
Но Спаситель на этом утверждении не останавливается. Он раскрывает глубочайшую истину, которая для Церкви Христовой впоследствии станет краеугольной. Иисус напоминает слушателям о том, каким образом Бог свидетельствует Сам о Себе во время явления Моисею в несгораемом кусте, или по-славянски, «купине неопалимой»: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова». Если бы жизнь человека прекращалась с его смертью – эта фраза была бы абсурдной. Какой смысл вспоминать о человеке, если к этому времени уже и костей-то его не осталось! Это было бы похоже на то, как если бы некий землевладелец стал хвалиться своими умершими крестьянами: что от них толку, когда их больше нет? Но для Бога все они – и Авраам, и Исаак, и Иаков – живы – потому что они теперь – в Нём Самом, в Его Царстве – а не на земле.
Сам факт того, что Господь Бог определяет Себя именно через отношение, отсылку к конкретным людям – очень сильное свидетельство. Он не говорит: «Я Бог догматов!» или «Я Бог Типикона!» или «Я Бог Священных Ритуалов!» И учение, и образ жизни, и обряды – всё это, несомненно, важно и нужно. Но суть – вовсе не в этом. Главная ценность, ради чего существуют и наши чинопоследования, и заповеди, и богослужения, и догматы – правильно настроить отношения между конкретным человеком и Господом Богом. Не превращая жизнь в изнуряющее и непонятное «обслуживание» Бога, превратившегося в какую-то далёкую – но при этом очень опасную – абстракцию.
Но как можем мы понять, что между нами и Богом на самом деле выстроены правильные отношения? Я бы предложил несколько показателей.
Прежде всего, это наличие завета, договорённости между Богом и нами. При этом мы должны очень хорошо понимать смысл этих договорённостей. Конечно, есть Новый, Ветхий Заветы. Но в каждом конкретном случае между нами и Богом заключается наш собственный, личный завет – в котором обе стороны берут на себя определённые обязательства и условия их выполнения. Значит, если у нас в жизни нет чётких границ и внутренних рамок – ни о каких отношениях с Богом пока ещё речи не идёт. Это не отношения, а просто распущенность и своеволие. Что хочу – то и творю.
Второй показатель – это диалогичность. Наш Бог – вовсе не «молчун». Если Он реально присутствует в нашей жизни – мы будем уметь Его слышать. Именно слышать – то есть распознавать Его ответы на наши просьбы, понимать, хотя бы приблизительно, что именно в данный момент Он от нас хочет. И когда удаётся почувствовать то, что наши обращения к Нему – это вовсе не пустое сотрясение воздуха, а действенный разговор – тогда совсем по-другому начинаешь относиться к молитве. Не как к «обязанности», а как к уникальной возможности, которой если не пользуешься – тебе же хуже.
И третий показатель – пожалуй, самый неприятный – то, что настоящего Бога невозможно «запрограммировать
51 view
10
3
1 month ago 00:31:02 1
“МОЛИТВА ОСТАНОВИТ ВОЙНУ“ (архимандрит Варнава (Дамьянович)) | ЕВАНГЕЛИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1 month ago 00:28:23 1
Чтение Библии на 10 Ноября: Псалом 131, Евангелие от Иоанна 8, Книга Иеремии 39, 52
1 month ago 00:00:59 1
Бог Отец отдал суд Сыну Господу Иисусу Христу | Евангелие #бог #библия #shorts
1 month ago 00:04:39 1
Виктор Лавриненко – Наследник – Music video, LIVE 2024
1 month ago 00:01:00 1
🕯«Господь держит мир, пока ПРОСТОЙ НАРОД Ему молится...»
1 month ago 00:34:46 1
Мой опыт крещение огнем🔥Митрополит Никодим.
1 month ago 00:03:47 1
🌾Будем доверять Богу⚜ Митрополит Онуфрий
1 month ago 00:14:22 1
Развод и прелюбодеяние
1 month ago 00:12:14 1
📜 Слова египетского монаха Лазаря: «О ЛИТУРГИИ, ПОКЛОНАХ И МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ» из фильма...
1 month ago 00:02:29 24
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!»
1 month ago 00:49:28 1
Не впадайте в уныние. Облекитесь в надежду! — проповедь митр. Арсения на Казанскую икону г.