У КРАЯ БЕЗДНЫ (2024) (ФРАГМЕНТЫ 3-СЕРИИ) МАКС ФАДЕЕВ
Фильм Макса Фадеева и Сергея Белоуса “У края бездны. Битва за Мариуполь глазами очевидца“ рассказывает о судьбе бойцов батальона “Сомали“ в боях за Мариуполь. Об их становлении и уходе. А еще о смысле жизни и смысле смерти. Это один из лучших фильмах об СВО.
Режиссер и оператор — Максим Фадеев, продюсер и директор фильма — Сергей Белоус, с которым мы давно знакомы.
Картина — о судьбе бойцов батальона “Сомали“, штурмующих многоэтажки в первые дни боев за Мариуполь. Максим с камерой прошел весь страшный путь вместе с батальоном. Ни одного постановочного кадра, съемки лиц ведущих огневой бой солдат (оператору нужно было находиться между двух огней, спиной к украинским войскам), “зачистка“ зданий, допрос пленных, коммуникация с мирным населением — все это в фильме. И героев ранят и убивают не как в кинобоевиках, а по-настоящему.
Какие цивилизационные споры, какие либералы с консерваторами, какие холивары за запрещенное ЛГБТ или, наоборот, традиционные ценности, какие “филижанки кавы“ в Вене или, наоборот, паломничества в Оптину Пустынь? Мир показанных людей находится в другом измерении, в другой Вселенной. Глядя на их жизнь (да что там глядя, а ведь и сам скорее из их мира), особенно когда горит “жигуль“ — самое дорогое, на что человек смог накопить за жизнь, — демагогия, на которую тратят бесценное время блогеры и другие “интеллигенты“, кажется слегка бредовой, не от мира сего.
Но только не стоит считать саму постановку вопроса о цене чем-то вроде “фиги в кармане“ или подыгрывания вражеской пропаганде. Это вопрос об ответственности перед ковыляющими с “кравчучкой“, которым просто обязаны организовать достойную жизнь после всего, что они пережили, а многие их друзья и родные не пережили. Но это не всегда так. И в Мариуполе, на восстановление которого бросили много сил и средств, это далеко не всегда так. А должно быть.
И я ждал, когда же зрителю объяснят, ради чего все это.
“После всего, что Украина делала на Донбассе, я не смогу больше жить под желто-голубым флагом“, — сказал харизматичный боец с позывным “Назар“, с грустью констатируя, что каждый раз приезжая в короткий отпуск с передовой (еще той войны, которая началась в 2014 году), он стал замечать, как на глазах стареет мать.
Наверное, этого немало. Немало 2 мая в Одессе, 9 мая в Мариуполе, 8 лет (уже 10) бесконечных обстрелов Донбасса, тысяч, угробленных в тюрьмах. Для бойцов “Сомали“ точно достаточно.
Рома “Воробей“ из Донецка, командир 1-й штурмовой группы 1-й штурмовой роты, любил футбол, собирался стать кондитером, но после 2 мая в Одессе решил вступить в ополчение. За время СВО его ранили 4 раза: в шею, в обе руки и в ногу. В конце 2023 года “Воробей“ погиб.
Нет больше Димы “Крамара“, “Джафа“, “Смелого“, бывшего участкового милиционера Андрея “Кошмара“. Вася “Назар“, который переживал о стареющей матери, вместе с “Немцем“, “Слатом“, медиком “Фрицем“, героем ДНР “Котом“, пулеметчиками “Бабаем“, “Левой“, “Козырем“, многодетным отцом Славиком “Меченым“ погибли в Песках и Водяном.
Совсем юный — вступил в ополчение в 14 лет — “Философ“ (он хотел стать преподавателем философии) был тяжело ранен, но выжил.
Другие выжившие — Сергей “Зеба“, Дмитрий “Дэр“ и Игорь “Цыган“ — смотрели фильм в зале, а потом им аплодировали стоя.
Наверное, приведенного “Назаром“ аргумента (по-настоящему серьезного аргумента) достаточно и для зрителей фильма. Но что насчет бабушки с “кравчучкой“ и мужика с сожженным “жигулем“? Мы не знаем наверняка. Фильм не дает однозначного ответа на этот вопрос, он остается открытым.
“Война — это рукотворный ад, который попросту невозможно полноценно передать и отобразить ни в каком документальном фильме или литературном произведении тем, кто ее не видел, — говорит Сергей Белоус. — Однако все же мы сделали попытку показать хотя бы толику этой трагедии и героических подвигов бойцов, которые ценой своей жизни пытаются схлопнуть бездну ненависти, которая разверзлась еще в 2014-м на киевском Майдане и выродилась в эту многолетнюю гражданскую войну… Эти люди должны остаться в истории, должны продолжать вечно жить в памяти будущих поколений.
Картина Макса Фадеева и Сергея Белоуса честная, не приукрашивающая реальность, а потому страшная, а потому заставляющая думать. В ней нет “эльфов“ и “орков“, в ней нет счастливого избавления жертв от злодея, потому что жертвами оказываются все. В ней гражданская война, как бы нас не убеждала в обратном украинская госпропаганда.
1 view
1238
385
7 months ago 01:14:53 1
А куда делись филиалы и структурные подразделения у ГУ ФССП субъектов ??? /2024/IV/12/
7 months ago 00:28:37 1
Где рванет - Израиль, Иран, США, Китай, Тайвань, Корея?! Арчена ясновидящая из Индии
7 months ago 00:05:09 1
Морроз - Варяги (lyrics video)
7 months ago 00:05:50 1
Куда уходит детство? (1976) Алла Пугачева
7 months ago 00:05:13 1
Профессор Дадали Владимир Абдулаевич о том, сколько БАД нужно пить/есть и зачем.
7 months ago 00:00:47 2
vhjchvkchkgkg
7 months ago 00:03:33 1
Ольга Воронец “Ой, завьюжила, запорошила“ (1981)
7 months ago 01:35:03 1
АРТЕМИЙ ЛЕБЕДЕВ | Впервые о разводе
7 months ago 00:03:54 1
Семейная реликвия. Лопата, тепло и имя от деда. Сибтяжмаш Норильск Андрей Гришаков
7 months ago 02:07:06 1
Новая Невеста | серия 1 (русские субтитры) Yeni Gelin
7 months ago 00:36:58 1
Лучше Ростова?! Азов: недорогое жилье; есть, где погулять и что посмотреть; и просто красивый город
7 months ago 00:54:46 1
❗ Оренбург утонет: воды станет в разы больше. Украина мобилизует заключенных / Выпуск новостей
7 months ago 00:04:02 1
ВСАДНИК ИЗ ЛЬДА ЭПИДЕМИЯ / Саша Капустина и Леди Лео
7 months ago 00:03:31 2
Алла Пугачева - Рiдна мати моя (Киев, 1993, Live)
7 months ago 00:15:03 1
Мои глаза видят Тебя (Поклонение по Слову: Пс 15:8) l Прославление. Ачинск