Мама – главное слово в каждой судьбе, главный человек каждого, рождённого на Земле. Благодаря матерям возникло и существует всё человечество. Мать – это Родина. Родина – Мать. Род человеческий полон противоречий. Заселил всю планету. Перенаселил. Уже давно. Ему всё более и более тесно. Как же парадоксально звучит эта западная мудрость по-русски: история мира – история войн… Матери рождают сыновей, которые уходят защищать Родину. Одни возвращаются. Другие – никогда. Самую большую цену в самой страшной войне, в очередной раз спасая человечество, заплатил русский народ. В то время он часто назывался советским. Эта сакральная жертва навсегда определила его отношение к самому себе и ко всему миру.
Человеческий гений, неизбежно анализируя происходящее осознанно и подсознательно, выплёскивает в мир переживания о самом главном. Андрей Дмитриевич Дементьев, которому в год Великой Победы исполнилось всего семнадцать, спустя много лет написал, возможно, самые пронзительные стихи о самом главном человеке. Пишут, что его поразил случай в Грузии. А может быть судьбы Епистинии Фёдоровны Степановой (1882–1969) из кубанского Тимашевска, восемь сыновей которой погибли на фронте, и Анастасии Фоминичны Куприяновой (1872–1979) из белорусского Жодина, пятеро сыновей которой не вернулись с войны… В 1971 г. стихи Дементьева поразили двадцатитрёхлетнего композитора Евгения Григорьевича Мартынова, который приехал в Москву встретиться с поэтом и сказать, что написал на его стихи балладу. Каноническое, как теперь пишут музыковеды, исполнение двадцатисемилетней Софией Михайловной Ротару сделало произведение классическим, известным всему миру, возможно, самым главным в истории этого самого человечества…
Как вся гениальная классика, «Баллада о матери» должна исполняться вновь и вновь, звучать в каждом новом поколении, напоминать о самом главном и, возможно-таки, менять это самое человечество хоть чуточку к лучшему!