Поездка на всю жизнь — رحلة العمر

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ Bismillahir-Rahmanir-Rahim С именем اللَّهَ\Аллаҳа, Милостивого, Милующего! 2:125. وَإِذْ جَعَلْنَا الْبَيْتَ مَثَابَةً لِّلنَّاسِ وَأَمْنًا وَاتَّخِذُوا مِن مَّقَامِ إِبْرَاهِيمَ مُصَلًّى وَعَهِدْنَا إِلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ أَن طَهِّرَا بَيْتِيَ لِلطَّائِفِينَ وَالْعَاكِفِينَ وَالرُّكَّعِ السُّجُودِ Транслит Wa ’Idh Ja`alnā Al-Bayta Mathābatan Lilnnāsi Wa ’Amnāan Wa Attakhidhū Min Maqāmi ’Ibrāhīma Muşalláan ۖ Wa `Ahidnā ’Ilá ’Ibrāhīma Wa ’Ismā`īla ’An Ţahhirā Baytiya Lilţţā’ifīna Wa Al-`Ākifīna Wa Ar-Rukka`i As-Sujūdi Вот Мы сделали Дом (Каъабу) Ибраҳима местом моления. Мы повелели Ибраҳиму и Исмаилу очистить Мой Дом (Каъабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц. (Қуръан сура ﴾ سورة البقرة ﴿ «аль-Бақара», 2:125-й аяйт) Всевышний اللَّهَ\Аллаҳ приёл вечное доказательство того, что Ибраҳим был образцом для подражания и стал предводителем. Этим доказательством является Заповедная мечеть, посещение которой является одним из столпов мусульманской религии и смывает совершенные людьми грехи и прегрешения. В этой Священном мечети есть многочисленные места, напоминающие о возлюбленном اللَّهَ\Аллаҳа и его потомках и свидетельствующие о том, что Он (Мир Ему!) был образцом для подражания в религии. Всемилующий اللَّهَ\Аллаҳ сделал Заповедную мечеть пристанищем для людей, к которому они стекаются, чтобы обрести мирские и духовные блага. Они совершают паломничество раз за разом, но не могут вдоволь насладиться присутствием в Заповедной мечети. Она является безопасным местом для всех живых тварей, будь то дикие животные, деревья или другие творения, лишенные души. Даже во времена невежества (джаҳилии) язычники, приобщающие к اللَّهَ\Аллаҳу сотоварищей, почитали Заповедную мечеть и не нарушали её покоя, даже если встречали в ней убийцу собственного отца. А с пришествием Ислама святость и слава этой мечети ещё больше возросли. Затем Всевышний اللَّهَ\Аллаҳ повелел сделать место Ибраҳима (мақам Ибраҳим) местом моления. Существует мнение, что под местом Ибраҳима подразумевается объект, который в настоящее время располагается перед дверью Каъабы. В этом случае речь идёт о намазе из двух ракатов, который следует совершать после обхода вокруг Каъабы и желательно совершать позади места Ибраҳима. Этого мнения придерживается большинство комментаторов Қуръана. Согласно другому толкованию, под (Мақам) местом Ибраҳима подразумеваются все места, которые он посещал во время паломничества, а употребление арабского слова мақам ‘место’ в единственном числе объясняется тем, что оно определяется родительным падежом. В этом случае речь идёт обо всех обрядах ҳаджа: обход вокруг Каъабы, пробежка между холмами ас-Сафа и аль-Марва, стояние в долине Ъарафат, ночевка в долине Муздалифа, бросание камешек, жертвоприношение и другие обряды паломничества. Согласно такому толкованию, повеление сделать место Ибраҳима местом моления означает повеление сделать его местом для поклонения и следовать его примеру во время паломничества. Очевидно, последнее толкование является наиболее предпочтительным, поскольку оно включает в себя первое толкование и соответствует лексическому значению аята. Всевышний также поведал о том, что Ибраҳиму и Исмаилу (Мир Им!) было велено очищать Дом اللَّهَ\Аллаҳа от проявлений многобожия, неверия и ослушания, а также от скверны, грязи и нечистот, поскольку эта мечеть предназначена только для совершающих обход, пребывающих и молящихся. Всевышний اللَّهَ\Аллаҳ в первую очередь упомянул о совершающих обход вокруг Каъабы, поскольку этот обряд поклонения является особенностью Заповедной мечети. После этого были упомянуты люди, уединяющиеся для поклонения, поскольку благочестивое уединение является особенностью всех мечетей. Только после этого были упомянуты обычные молящиеся, хотя намаз и является самым достойным из всех перечисленных обрядов. Из этого следует, что обсуждаемая нами последовательность имеет соответствующее объяснение. Всевышний اللَّهَ\Аллаҳ назвал заповедный ҳрам Своим Домом по нескольким причинам. Во-первых, это побуждало пророков Ибраҳима и Исмаила уделять должное внимание очищению мечети от скверны и делать для этого всё необходимое. Во-вторых, это подчеркивало святость и славу Заповедной мечети и обязывало людей поклоняться اللَّهَ\Аллаҳу, отдавая дань уважения этому святины. В-третьих, это пробуждало в человеческих сердцах влечение к Заповедной мечети. ← «О اللَّهَ\Аллаҳ! Вся хвала Тебе! О اللَّهَ\Аллаҳ! Никто не может удержать то, что Ты послал, и никто не может послать то, что Ты удержал. О اللَّهَ\Аллаҳ! По Своей милости дарует возможности каждому мусульманину совершат Хадж и Ъумру в своей жизни и посещат Твой Дом - Каъабу. Амин! ←
Back to Top