Штурмовик ИЛ-2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1939 году в конструкторском бюро Ильюшина собрали опытный образец нового штурмовика (будущий Ил-2). Всего через пару лет фашисты прозовут его «Чумой» и «Черной смертью», и он станет самым массовым самолетом в истории авиации, но тогда он не впечатлил советских военных. Многие месяцы его вообще не пускали в серию, а когда все-таки решили пустить, потребовали у Ильюшина значительно его модифицировать и убрать кабину стрелка. Из двухместного самолет должен был превратиться в одноместный. Ильюшин был не согласен и упорно отстаивал свою точку зрения. Военные его и слушать не хотели, и потому он писал Сталину. «Он писал в ЦК, а 7 ноября 1940 года сам отнес письмо на имя Сталина. В начале декабря его вызвали в Кремль. – Товарищ Ильюшин, военные считают, что делать надо одноместный штурмовик,– сказал Сталин. – Если бы я все время слушал военных, товарищ Сталин, я бы сделал самолет, который имел бы идеальные характеристики, но никогда бы не оторвался от земли! Он продолжал отстаивать двухместный вариант, но армия настояла на одноместном». Ильюшин не сдавался и при каждом удобном случае снова обращался к Сталину. «Сталин бросал телефонную трубку, а он ему снова звонил. Сталин ему говорил: “Что вы упорствуете? Принято решение – одноместный!“ А он: “Я конструктор этого самолета, товарищ Сталин, и категорично отвечаю перед Родиной!“» Наверное, киношный Сталин должен был сослать нахального и надоедливого конструктора в лагеря. Но реальный Сталин каждый раз объяснял ему, что это решение принято армией, и ему нужно подчиниться. Ничего не поделаешь, конструктор занялся выпуском одноместного самолета, но вскоре случилась новая беда: поступил приказ наркома авиационной промышленности А.И. Шахурина перевести конструкторское бюро в Воронеж. Что делать? Принципиальный Ильюшин снова стал писать Сталину. «Он написал ему, что из-за этого приказа ОКБ вообще перестанет существовать, и страна потеряет лучшую конструкторскую организацию. Если же ее невозможно сохранить, то он просил послать лишь его одного на Воронежский завод, чтобы наладить там серийное производство штурмовиков Ил-2. “Создать трудоспособный коллектив единомышленников и энтузиастов несравненно труднее, чем самый хороший самолет“, – писал Ильюшин Сталину. Эти слова широко известны. Ильюшин писал Сталину, что занимается новым штурмовиком, и для этого ему нужна организация. Если ехать в Воронеж, то там нужно строить не только жилье, но и помещение для КБ, цехи, опытное производство, ангары». Ильюшин не отказывался выполнять приказ наркома, но и подчиняться не спешил. Собрал чемоданчик с бельем и сухарями - на всякий случай. Он понимал, что его никто из военных не поддерживает, и что его упорство может обойтись ему дорого. А дальше самое интересное: «...В дверь позвонили. Двое в форме НКВД предложили Ильюшину быстренько собраться, посадили в машину и увезли, ничего более не сообщив. Приехали в Кунцево («Ближняя дача», на которой жил Сталин). – Если не возражаете, товарищ Ильюшин, – сказал Сталин, – поживите у меня. Здесь, надеюсь, вам никто не будет мешать работать. “У Сталина никакой роскоши, украшений, но огромное количество книг, – рассказывал потом Ильюшин своим сотрудникам. – Все стены в книгах. Он читал по ночам по 300 – 500 страниц. Меня поразили его железная кровать и солдатское одеяло без пододеяльника. Мы вместе питались – щи, гречневая каша, никаких разносолов“. Ильюшин прожил у Сталина неделю. “Конечно, за эту неделю я измучился до предела, – признавался Сергей Владимирович. – Выдержать темп работы Сталина непросто“. Даже Ильюшину с его трудоспособностью непросто... В один из этих дней Сталин привез конструктора на заседание Политбюро с участием авиационных специалистов. Говорили о путях развития авиации. Выслушав разные мнения, Сталин сказал: – А теперь послушайте, что думаем по этому поводу мы с товарищем Ильюшиным. И высказал то, о чем долго говорили на даче... Ильюшинское КБ осталось в Москве. Сергей Владимирович сохранил организацию и пробил Ил-2...» После этого Сталин внимательно следил за выпуском штурмовика, оказывая необходимую поддержку Ильюшину. А когда началась война и с фронта стали поступать сообщения о том, что летчики какими-то невероятными способами пытаются впихнуть в кабину стрелка, Сталин вызвал Ильюшина и сказал ему: «Вы были правы. Это мы сбили вас с толку». Штурмовик снова стал двухместным. Стоит добавить, что Сталин очень высоко ценил Ильюшина. Настолько высоко, что Сергей Владимирович был единственным человеком в СССР, который награждался сталинской премией целых 7(!) раз. Не только за Ил-2. Ильюшин вообще был образцовым организатором сталинской закалки. Источник: Феликс Чуев «Ильюшин». М. «Молодая гвардия» - 1998 г. @-172334373-kak-konstruktor-ilushin-shturmovik-il-2-na-dache-u-stalina-d
Back to Top