Режиссер Энтони Пейдж
Сценарий Джордж Аксельрод, Сидни Гиллиат, Фрэнк Лондер
В ролях Эллиотт Гулд, Сибилл Шепард, Анджела Лэнсбери, Херберт Лом, Артур Лоу, Йен Кармайкл, Джералд Харпер, Дженни Ранэйкр, Джин Андерсон, Мадлена Недлева
Права на экранизацию романа «Колесо крутится» принадлежали британскому продюсеру Эдварду Блэку. В 1936 году режиссура была поручена Рою Нилу, и съёмочная группа выехала в королевскую и пронемецкую на тот момент Югославию. Первые отснятые кадры фильма «Пропавшая дама» (The Lost Lady) изображали марширующих солдат, наступающих на барахтающуюся в воде стаю гусей. Югославские власти усмотрели в этом оскорбление чести национальной армии, конфисковали сценарий, а съёмочную группу выслали из страны. После этого производство фильма было остановлено на 2 года.
Продолжил его Альфред Хичкок, которого заинтересовало то, как, руководствуясь сиюминутными эгоистическими мотивами, пассажиры поезда отказываются помочь главной героине. Хичкок увидел в этом метафору равнодушия европейцев к аппетитам нацистской Германии. Он изменил название, поручил внести коррективы в начало и в концовку сценария, насытил кульминационные сцены фирменным саспенсом, пропустил через весь фильм звуковой лейтмотив пронзительного, напоминающего женский крик гудка поезда. Для усиления остросюжетности Хичкок часто показывает зрителю то, что ещё не видят его герои (например, надпись на окне поезда, на которую какое-то время не обращают внимания сидящие рядом собеседники).
В основе литературной истории — рассказ о пожилой даме, отправившейся с дочерью в Париж. Они остановились в отеле, где мать сразу заболела. Доктор, переговорив наедине с администратором отеля, сообщил девушке, что её мать нуждается в лекарстве, получить которое можно в одной отдаленной аптеке, куда её и отправили, а по возвращению в отель она узнаёт, что якобы её матери здесь никогда и не было. Её провожают в прежний номер, но он занят незнакомыми постояльцами, всё здесь выглядит по-другому, даже обои и мебель. Как указывал Хичкок, объяснялось это следующим образом:
— Дело происходило во время Парижской международной выставки, в тот год, когда было завершено строительство Эйфелевой башни. Старая дама явилась из Индии, и врач установил, что она больна бубонной чумой. Ему пришло в голову, что, если весть об этом разнесется по городу, толпы туристов, приехавших в Париж, будут охвачены паникой — можете представить, что произойдёт. Вот и весь секрет». Хичкоку такой секрет показался неинтересным. Ха… Что он мог знать о панике, которая охватила мир не из-за смертельной чумы, и из-за вполне поддающегося лечению воспаления лёгких! — И Хичкок добавил в киноисторию шпионаж и интриги вместо какой-то угрозы эпидемии.
Окончательное название фильма перестало быть совсем железнодорожным и превратилось в «Леди исчезает»: The Lady Vanishes.
Экранизация 1979 года примечательна лёгкой переработкой и американизацией сценария. Особый лоск фильму придало участие тогда совсем молодой Сибил Шеперд и главной бабушки американского детектива Анджелы Лэндсбери. Сюжет фильма разворачивается накануне Второй мировой войны в 1939 году. Место действия — экспресс Германия — Англия, в котором путешествует американская наследница миллионов Аманда Келли. В поезде она знакомится с пожилой экс-гувернанткой мисс Фрой. Вскоре мисс Фрой неожиданно исчезает, после чего Аманда начинает её поиски. Пассажиры отрицают, что видели старую няню, но Аманде удаётся убедить в своей правоте американского фотографа Роберта Кондона, с которым и ведёт дальнейший розыск. Потом выясняется, что мисс Фрой совсем не та, за которую она себя выдаёт. Ей поручено передать закодированную информацию в британскую разведку. Аманде и Роберту предстоит вызволить мисс Фрой из рук пособников нацистов, замысливших украсть связника для передачи её немцам.
В 2013 появилась третья экранизация, сделанная для британского телевидения, она оказалась ближе к литературному первоисточнику.
Если первые два фильма критики определяют как «комедийные триллеры», то последний триллер потерял определение «комедийный». Фильм 1938 года — это настоящая классика, но смотреть её смогут те, кого не раздражает чёрно-белый кадр и немного театральная игра актёров. И, конечно, поклонники Хичкока. Остальные ремейки сделаны в угоду трансформирующимся вкусам публики. Кроме того, Хичкоку не надо было воссоздавать атмосферу 30-х, а вот поздние фильмы требовали больших декораций.