Философия свободы и творчества Бердяева — историк русской религиозной философии, кандидат философских наук Алексей Козырев
В каком случае свобода для Бердяева становится важнее Бога? Как в его философии соотносятся свобода и грех? Как складывались взаимоотношения Бердяева с советской властью?
“наверное, самое мощное ощущение, которое оставляет после себя философия Бердяева, — это высота человеческого призвания, о котором он постоянно пишет. Все наследие русского мыслителя пронизано единым торжественным призывом: человек свободен и он самим Богом уполномочен стать творцом, реализовать свое божественное призвание, упрочить свое достоинство. При этом Бердяев, постоянно вспоминая о Великом инквизиторе из романа «Братья Карамазовы» Достоевского, нас предостерегает: «Человек легко отказывается от свободы во имя спокойствия и благополучия, он с трудом выносит непомерное бремя свободы и готов скинуть его и переложить на более сильные плечи»
– Что бы Вы порекомендовали читать в первую очередь из наследия Бердяева?
– Прежде всего — «Самопознание». Это его автобиографическая книга, в которой можно узнать не только о том, что пережил философ, но и каким был тот культурный пейзаж, на фоне которого он мыслил и существовал. Бердяеву же ведь очень повезло: как мы уже сказали, он был включен в культурный процесс Серебряного века, жил в Петербурге и Москве, общался с философом и поэтом-символистом Вячеславом Ивановым, бывал на его знаменитой «Башне» (дом на пересечении Таврической и Тверской улицы, где устраивались «Ивановские среды» на которых бывали многие именитые деятели Серебряного века), участвовал в рукописном журнале «Бульвар и переулок». Интересно, что в рамках концепции этого журнала «бульвар» был символом культурного «мейнстрима», «ура-патриотизма» начала Первой мировой войны. А «переулок» символизировал какие-то потаенные уголки сознания, где роятся парадоксы, не утихла боль, где нет неизбывного, свойственного «проспекту» оптимизма. Бердяев в этом журнале выступал как раз в качестве философа «переулка». Есть в «Самопознании» глава, где он описывает и оценивает основные темы своей философии: одиночество, свобода, тоска“ ()
__
К.Исупов: “Серебряный век изобрел новаторскую технологию общения с классикой, — и она раскрылась в такой глубине и прекрасной ясности, какие и не снились всей предшествующей критике. Мыслители рубежа веков нашли очень точное определение для этой обновленной эстетики. Они назвали ее «философской критикой». Наиболее яркий пример в этом ряду — Бердяев. В статье, посвященной юбилею журнала «Путь», вспоминая эти времена, он сказал: «Появился новый тип критики философской».
Каковы же черты этой новой критики?
Философскую критику интересует не поэтика высказывания, а его смысл, не специфика образной реальности, а слово и поступок героя, не «тайны ремесла», а судьба идей, не авторская стилистика, а позиция автора. Философ-комментатор убежден, что художественное произведение есть эстетическое самораскрытие истории в культуре. Поэтому разговор о тексте был и обсуждением ведущих проблем века, и диалогом вокруг вечных ценностей. Чтение Бердяева помогает нам понять и даже пережить тот творческий сдвиг, который совершился в отечественной мысли на рубеже 19–20 в.
На Бердяеве сказался и новый тип личности — живой, динамичной и многоликой. Позиция философа за полвека его творчества не раз претерпевала кардинальные изменения, она раздваивалась в соответствии с исконным стремлением Бердяева парадоксально соединять несоединимое. Он создает себе репутацию легального марксиста, чтобы развернуть всестороннюю критику Маркса, а в эмиграции, в «Союзе советских патриотов», читать лекции под портретом Сталина, он с 1908 войдет в круг московских ревнителей православия, чтобы разомкнуть его разрушительной критикой Флоренского (а позже — и Флоровского), он выступит резким оппонентом литературного символизма, чтобы в 1940 исповедаться в вере во «вторичную, отраженную, символически-знаковую реальность внешнего мира».
Творчество Бердяева, неутомимого обличителя эстетизма, стало законченным выражением бытового и философского эстетства; проповедник свободы личности, он построил персоналистскую теорию, которая оказалась ловушкой, коль скоро по ее уставу предлагалось жертвовать даже любовью ради свободы; критик психологизма Шестова, Бердяев превратил психологию в инструмент эгоистского самоутверждения личности и «я» философа («Я и мир объектов (Опыт философии одиночества)», 1934).
Все сказанное — не показатель беспринципности Бердяева, а свидетельство верности принципу противостояния завершенным доктринам, сквозь которые философ спокойно идет к своей цели. Читатель вправе спросить, в чем эта цель состояла? Ответ дан в гносеологическом мемуаре мыслителя: «…пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни»
5 views
77
20
14 years ago 00:09:16 203
Философия Свободы
10 years ago 00:03:37 460
Философия Свободы - Грабёж
3 years ago 11:33:25 8
Бердяев. “Философия свободы“. Аудиокнига.
13 years ago 00:09:16 16
Философия свободы
9 years ago 00:15:51 83
Философия свободы и творчества Бердяева — Алексей Козырев
9 years ago 00:07:26 2.3K
Философия о жизни
8 years ago 00:09:16 24
Философия свободы “(на русском языке)
11 months ago 00:16:26 1
Философия свободы. Николай Бердяев. Аудиокнига
4 years ago 00:48:14 1
Философия свободы Николая Бердяева
5 years ago 01:36:44 12
МЕКСИКА. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ
4 years ago 01:35:00 14
Невозможность свободы. Философия Революции / Онлайн-дискуссия
8 years ago 00:25:59 232
Философия сознания: Свобода воли и детерминизм
13 years ago 00:10:41 11
Паркур в “Монте-Кристо“: философия свободы
4 years ago 00:52:52 1
Философия свободы. Как примирить волю со свободой
13 years ago 00:08:19 48
Философия свободы Иллюминатов(На русском)
4 years ago 00:06:23 6
Философия свободы: за 5 минут о главном
9 months ago 00:23:17 1
Философия свободы Н. А. Бердяева.
6 years ago 00:26:01 3
Небо психологической свободы. Философия дзен-буддизма
4 years ago 01:02:52 28
Философия хрупкого мира: Мир после свободы
10 years ago 00:03:42 39
Паркур - философия движения и свободы | Art Motion Konotop
3 years ago 00:44:54 2
32. Философия свободы. IV. Учение Н.О. Лосского.
7 months ago 01:15:27 3
Потаенные смыслы понимания / Философия свободы, профессор Ибрагим Меликов
12 years ago 00:52:11 112
Пётр Рябов “Проблема свободы в философии анархизма“ (1 часть)